Специфика онтологического, логического, праксиологического, гносеологического и методологического анализа

Любой вид человеческой деятельности может быть необходимым и достаточным образом описан с помощью трех компонентов, а именно:

системы объектов; системы знаний; системы действий (деятельность).

Рисунок 2 - Онтологический, логический, праксиологический анализ

Рефлексия над отдельными компонентами познавательной деятельности и их сочетаниями нашла свое выражение в известных научных направлениях и дисциплинах, изучающих процесс научного познания: рефлексивное отношение к системам объектов познания является онтологическим, к системам познавательных действий - праксиологическим, к системам знаний - логическим подходом к изучению научного познания.

Более сложными являются такие виды рефлексивного отношения к познавательной деятельности, как гносеологическое и методологическое. Гносеологическая рефлексия представляет собой анализ отношения таких компонентов познавательной деятельности, как система знаний и система объектов познания. Именно в рамках этого отношения ставятся и решаются специфические для гносеологии проблемы: роль чувственного опыта и мышления в познании, отношение знания к объективной реальности, условия истинности всякого знания и др.

Методологическая рефлексия - анализ отношений другой пары компонентов познавательной деятельности: системы знаний и системы познавательных действий. Следует отметить, что третья пара отношений (система объектов познания - система познавательных действий) не фиксируется в виде какой-либо научной дисциплины, ибо познание невозможно без знания.

Для более детального выявления специфики методологического анализа сопоставим его с гносеологическим и логическим подходами к изучению научного познания.

В самом общем виде гносеологию обычно определяют как учение о процессе человеческого познания.

Из всех областей философии гносеология традиционно наиболее тесно связана с наукой, по отношению к которой она выполняет следующие основные функции: поиск предельных оснований научного познания, выявление его природы и возможностей, изучение процесса формирования знания, его детерминацию объективной реальностью, условия истинности и др.

Функции гносеологии предопределяют круг ее специфических проблем. В отличие от науки гносеология не может аксиоматически принимать предпосылки познания, а стремится анализировать их, выявляя предельные основания научного познания, его природу и возможности. Описывая процесс формирования знаний, гносеология вскрывает механизмы детерминации знаний объективной реальностью, показывая первостепенную значимость отношения знания к объективной реальности, роль чувственного опыта и мышления в познании, функции идеальных конструктов, статус их существования и др. Гносеология имеет свой категориальный аппарат, основными понятиями которого являются отражение, познание, объект, субъект, сознание, истинность и т.п., свои принципы - принцип отражения, познаваемости, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и т.п.

Применительно к научному познанию логический анализ предстает в первую очередь в форме такой научной дисциплины, как логика науки, которая средствами формальной логики изучает структуру и язык науки, формы и способы построения принятых в науке рассуждений. При этом знание выступает как самостоятельно существующий объективный феномен и рассматривается как ставшее, готовое знание. Логический анализ предполагает существование универсальных логических стандартов, инвариантных времени и условиям развития научного знания. Естественно, что данные предпосылки логического анализа являются источником его ограничений и возможностей как средства анализа научного знания.

Представляется, что возможности логического анализа весьма точно и лаконично очерчены Ю. П. Вединым: “Тождественность всех знаний в отношении своей истинности и всех заблуждений в отношении своей ложности открывает для формальной логики возможность оперировать суждениями, учитывая лишь их истинное значение, отвлекаясь от содержания суждений, от того, в чем именно состоит заключенная в них истина и ложь” <Ведин Ю.П. Познание, истинность и правильность. Афтореф. докт. дисс. Л., 1975. с. 38>.

Но возможности логического анализа ограничены. На эту ограниченность указывал еще И. Кант: “Итак, один лишь логический критерий истины, а именно соответствие знания с всеобщими и формальными законами рассудка и разума, есть, правда, conditio sine qua non, стало быть, негативное условие всякой истины, но дальше этого логика не может идти, и никаким критерием она не в состоянии обнаружить заблуждение касающееся не формы, а содержания” <Кант И. Критика чистого разума. Соч., М., 1964. Т. 3. с. 160>.

Специфика и возможности логического анализа определяют его функции по отношению к научному познанию. На современном этапе развития логического анализа системы знаний в качестве его основных функций обычно выделяют следующие:

анализ формальной структуры научного знания (понятий, определений, проблем, гипотез и теорий науки);

исследование различных видов логических выводов (индукции, дедукции, умозаключений по аналогии), используемых в естественных, общественных и технических науках;

выявление закономерностей конструирования искусственных (формальных) языков науки, изучение связей между элементами языка; определение смыслов и значений эмпирических и теоретических, терминов различных наук, анализ перевода языка теорий на язык наблюдений и некоторые другие.

Логический анализ имеет свой категориальный аппарат (класс, элемент, субъект, предикат, понятие, суждение, умозаключение, определение, доказательство и др.) и свои исходные принципы - принцип непротиворечивости, исключенного третьего и др.

"Чисто логическое мышление не могло принести нам никакого знания эмпирического мира. Все познание реальности исходит из опыта и возвращается к нему... именно по тому, что Галилей сознавал это, и особенно по тому, что он внушал эту истину ученым, он является отцом современной физики и фактически, современного естествознания вообще".

<А. Эйнштейн. Спенсеровская лекция "О методе теоретической физики". Сборник научных трудов. М., 1967. Т. 4. с. 181>.Методология научного познания

Термин "методология" образован из двух греческих слов: "метод" (путь к чему либо) и "логос" (наука, учение). Дословно методология есть учение о методах познания.

В литературе встречаются различные точки зрения на определение термина "методология", например:

- методология - это вся совокупность общих и частных методов;

- методология - это наука о специфических способах научной деятельности;

- методология - это гносеология и логика;

- методология - это интеграция всеобщего (философского) метода с учением о методе.

Методология:

- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе;

- философское учение о методах познания и преобразования действительности.

Рисунок 3 - Методологии научного познания

Основной задачей научного исследования на эмпирическом уровне является сбор, накопление и описание фактического материала. Наиболее действенными методами решения познавательных задач на эмпирическом уровне являются наблюдение, измерение и эксперимент.

На теоретическом уровне решаются качественно иные познавательные задачи. Здесь осуществляются обобщение эмпирического материала, разрабатываются теории и концепции, формируются идеи и гипотезы, а также производится обоснование научных знаний и их описание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: