double arrow

Методология как средство рационализации и оптимизации деятельности


Прежде всего, следует отметить, что термин "рационализация" понимается в данном случае как процесс повышения степени рациональности, и потому следует начать с анализа понятия "рациональность".

Рациональность - характеристика весьма разнообразных видов деятельности: философской, научной, технической, социальной и др. Исторически данное понятие оказалось связанным прежде всего с философской деятельностью в форме рационализма - философского учения, согласно которому разум рассматривался как основа бытия, познания, морали и противопоставлялся иррационализму и сенсуализму. Позднее понятие рациональности было заимствовано наукой и некоторыми другими формами общественного сознания. Естественно, что это понятие было предметом и философского, и научного анализа. Представляется, однако, что проблема рациональности, несмотря на достаточно длительные и многочисленные попытки ее решения, до сих пор далека от него. В настоящее время существует широкий спектр различных подходов к решению данной проблемы.

В современной философской литературе рациональность трактуется и как особая разновидность веры, согласия всех или явного большинства (Н. Симко), и как расчетливость, установка на прибыльность (М. Вебер), и как открытость для критики (К. Поппер), и как логическое обоснование этических норм или процедур научного исследования (С. Тулмин). Анализ перечисленных точек зрения требует специального их исследования. Однако представляется очевидным, что эти односторонние трактовки рациональности ограничены, неконструктивны и, в конечном счете, ошибочны.

Исходным моментом современного понимания природы рациональности является положение о том, что "понятие рационального и иррационального надо непосредственно выводить не из природы, а из человеческой практики" <Копнин П.В. О рациональном и иррациональном.//Вопросы философии. 1968, №5. с. 119>. Правда, на уровне "здравого смысла" часто говорили и говорят о "рациональности" природы, мира. Но при этом под "рациональностью" мира фактически понимаются его гармоничность, законосообразность. Однако в силу того, что мир и не может быть иным, использование понятия рациональности по отношению к миру оказывается бессмысленным. Рациональной или нерациональной может быть лишь человеческая деятельность по познанию или преобразованию мира. При этом различные виды деятельности могут иметь и фактически имеют разные критерии рациональности. Это приводит к тому, что в рамках отдельных видов деятельности (философской, научной, технической, социальной и др.) возникают свои специфические представления о рациональности, причем иногда трудно сопоставимые. Однако, будучи характеристикой весьма разнообразных видов деятельности, рациональность, как представляется, является ее универсальной характеристикой, что дает основание полагать возможным существование единой (как для познавательных, так и для непознавательных видов деятельности) концепции рациональности.




Понятие рациональности применимо к таким параметрам всякой деятельности, как цель и действие. Определение рациональности цели деятельности выходит за рамки самой этой деятельности, ибо рациональность целей всех видов деятельности в конечном счете задается общечеловеческими целями. Это обстоятельство, а также и то, что ключевым вопросом методологии является вопрос “как?”, а не вопрос “что?”, приводят к тому, что вопрос о рациональности целей деятельности выходит за рамки методологического анализа, а значит, и за рамки данной работы.

Предметом методологического анализа деятельности является не рациональность ее целей (это аксиологическая проблематика), а рациональность действий по достижению заданной цели. (При этом рациональными могут быть и действия, направленные на достижение нерациональных целей, и наоборот.) Но что значит рациональность действия, каковы ее критерии? Представляется, что главным здесь является то, насколько, в какой степени реализация действия способствует достижению цели деятельности, является “полезной” для нее.

Центральным для методологического анализа деятельности является вопрос о механизме рационализации составляющих ее действий. Анализ процедур рационализации различных видов деятельности показывает, что для рационализации любого ее вида необходимо обеспечить реализацию следующих параметров составляющих ее действий:



1. законосообразность;

2.целенаправленность;

3. целесообразность;

4. результативность.

Другими словами:

Рациональность = законосообразность + целенаправленность + целесообразность + результативность

Кратко охарактеризуем указанные слагаемые рациональности. Законосообразность есть соответствие действий объективным закономерностям, “законам” природы. Целенаправленность - направленность действия на цель деятельности даже при изменении ее программы. Целесообразность - соответствие действия цели деятельности независимо от изменения внешних условий ее реализации. Результативность понимается как вклад (полезность) действия для достижения цели деятельности без учета тех потерь и того положительного эффекта, которые нельзя было предвидеть до начала осуществления действия.

Необходимость оценки каждого из слагаемых и процесса рационализации деятельности в целом ставит вопрос о критериях, которые могут быть использованы в процессе методологического анализа. Как уже было отмечено, различные виды деятельности имеют разные парадигмы рациональности, вследствие чего критерии рациональности тоже оказываются различными.

Однако формы выражения всего многообразия критериев рациональности достаточно немногочисленны. Это нормы, эталоны и идеалы соответствующих видов деятельности. Так, например, в методологии научного познания существует классический подход к оценке рациональности: реальная

познавательная деятельность (или ее реконструкция) сопоставляется с некоторой нормативной концепцией рациональности, что и позволяет осуществлять оценку степени рациональности данной познавательной деятельности.

В непознавательных видах деятельности нормативный подход к оценке рациональности реализуется путем использования определенных эталонов и идеалов, выражающих стандарты соответствующих видов деятельности. При этом эталоны представляют собой материализованное выражение различных (экономических, социальных, правовых, этнических и др.) норм, а идеалы, являясь разновидностью эталонов - нематериальное, идеальное выражение норм.

Важно отметить, что для методологической рефлексии характерно стремление представить и нормы, и эталоны, и идеалы в виде методологических правил, использование которых и обеспечивает рационализацию деятельности без обращения к непосредственному анализу природы рациональности и ее критериям. Это является одной из функций методологического обеспечения деятельности <Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска //Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. с. 10-64>.

Одна из актуальных задач современной методологии - сделать возможным и плодотворным научный анализ таких явлений, объектов и процессов (как материальных, так и идеальных), которые ранее были недосягаемы для науки, находились за пределами ее компетентности. История познания показывает, что философский анализ, как правило, предшествует конкретно-научному исследованию того или иного фрагмента объективной реальности. То же самое можно сказать и относительно методов познания. Часто их становлению в качестве научных предшествовало философское осмысление (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Но история показывает также и то, что философское и конкретно­научное познание нередко протекали безотносительно друг к другу. Современная методология, отбросив спекуляции и преодолев рецидивы натурфилософии, утвердила союз философии и науки, создав тем самым необходимые условия для глубокого понимания сущности и возможностей научного метода, перспектив его использования для познания любых феноменов реальности.

Ограниченность природных ресурсов (минерально-сырьевых,

энергетических и многих других) качественно изменяет уровень требований к материальному производству. В самом общем случае для осуществления производства минимально необходимы сырье, энергия, интеллектуальная деятельность. Ограниченность двух первых обязательных компонентов может быть компенсирована третьим - путем рационального использования сырья и энергии, посредством искусственного синтеза необходимых видов сырья и в результате разработки принципиально новых способов получения энергии. Все это требует постоянного повышения эффективности мыследеятельности, совершенствования технологии интеллектуального производства во всем многообразии его видов - познавательной, управленческой и другой деятельности, что, в свою очередь, требует разработки методологических основ данных видов деятельности.

Список литературы

1. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания. М., 1994, - 304 с., с.82-96.

2. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983, с.123-148.

3. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982, - 256 с.

4. Декарт Р. Правила для руководства ума. М. - Л., 1936. - 175 с.

5. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981, - 432 с.

6. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М., 1996.

7. Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968.

8. Никифоров В.Е. Специфика философии как методологии научного познания. //Методологические вопросы современной науки в свете ленинских идей. Рига,1981.

9. Никифоров В.Е. Понятийный аппарат проблемологии: основные понятия и процедуры //Глобальные проблемы мирового развития. Рига, 1981.

10. Никифоров В.Е. Методологические основы коллективной мыследеятельности: опыт, проблемы, перспективы. Рига, 1987.

11. Никифоров В.Е. Методология проблем: Основные понятия и процедуры //International Congress of Logic, methodology and philosophy of Science. Abstrekct. Vol. 4. M., 1987.

12. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. М., 1969.

13. Роль методологии в развитии науки. Новосиб. 1985.

14. Швырев В. С Научное познание и деятельность. М., 1984 - 232 с.

15. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: