Научная теория

Теория (греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, буквально - “зрелище”, “инсценировка”) - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций).

Теория представляет собой дедуктивно (в большинстве случаев) простроенную систему организации знания, вводящую правила логического вывода более конкретного знания (следствий) из наиболее общих (в пределе - аксиоматических) для данной Т. оснований - посылок. В идеале правильно построенная Т. является открытой как в сторону исследования фактов, так и в сторону метатеоретических исследований, в которых она согласовывается с другими Т., имеющими отношение к данной предметно-проблемной области.

Объектом научной теории (НТ) является фрагмент объективной реальности (объект, явление, процесс или их однородные совокупности), обладающий относительной завершенностью и целостностью. Например: в теории

элементарных частиц - электроны, протоны, гипероны; в экономической теории

- товар, деньги, средства производства.

Теории различаются по характеру решаемых задач, способам своего построения, типам реализуемых процедур. Различают:(1) гипотетико-дедуктивные Т., характеризующиеся иерархической соподчиненностью своих компонентов, обеспечивающей переход от высказываний к высказываниям без привлечения дополнительной информации, и нацеленностью на процедуры объяснения; (2) дескриптивно - прогностические Т., построенные из пропозициональных утверждений примерно одного уровня обобщения (что не требует иерархической соподчиненности), обеспечивающие согласование с эмпирическим (фактуалистическим) уровнем знания и нацеленные на описание (как возможную базу для построения моделей и прогнозов); в этом смысле используют и термин “феноменологические Т.”; (3) индуктивно-дедуктивные Т., занимающие срединное положение между первыми и вторыми; (4) формализованные Т. логики и математики.

Структура теории (Т)

В структуре Т. выделяют:

1. фундаментальную теоретическую схему - исходные принципы, основные системообразующие понятия и категории, законы;

2. концептуальную схему - идеальную модель описываемой теорией предметной области на которую проецируется интерпретация всех утверждений Т.;

3. языковые средства построения Т. - языковой тезаурус и синтаксис как средство построения правильных (в рамках данной Т.) языковых выражений;

4. логическую структуру Т. - множество допускаемых внутри данной Т. правил вывода и способов доказательства;

5. интерпретационную схему - программу перехода от концептуальной схемы к уровню эмпирических фактов, процедур наблюдения и эксперимента;

6. совокупность утверждений и законов логически выводимых из фундаментальной теоретической схемы.

Научная теория: требования к статусу

1. Выполнение описательной, объяснительной и предсказательной функции;

2. Подтверждаемость. Теория должна быть способной предсказывать ранее неизвестные эмпирические факты. Путем эмпирического установления наличия или отсутствия предсказанных теорией фактов, происходит подтверждение или опровержение истинности предлагаемой теории;

3. Проверяемость. Новая теория должна описывать, объяснять и предсказывать ранее

неизвестные факты, наличие или отсутствие которых можно эмпирически установить или опровергнуть, проверив таким образом истинность теории;

4. Конструктивность. Обоснованность абстрактных объектов теории опытом;

5. Простота. Является условным признаком НТ, согласно которому НТ должна исходить из относительно (по отношению к другим, конкурирующим гипотезам) простого основания, объединяющего не связанные ранее области познания.

Функции научной теории (НТ)

Научная теория выполняет следующие функции: 1) описательную; 2) объяснительную; 3) предсказательную.

1. Описательная функция НТ.

Описание - фиксация результатов опыта (т.е. наблюдений, измерений и экспериментов) с помощью избранной данной наукой систем обозначения и выражения этих результатов в понятиях данной науки. Для реализации процедуры описания необходимо проведение следующих познавательных действий: 1) анализ - мысленное расчленение данных опыта с целью отбора интересующих исследователя параметров; 2) абстрагирование - отвлечение от других, нерепрезентирующих опыт и цели исследования параметров; 3) отождествление - сравнение параметров опыта с соответствующими понятиями науки; 4) обозначение - фиксация параметров опыта с помощью определенной знаковой системы. Система обозначений является существенным средством описания. Системой обозначения может являться как естественный, так и искусственный язык. В ходе описания эмпирические данные подвергаются теоретической обработке: связываются с принятым в науке языком, а через него, с научными понятиями. Таким образом данные опыта вводятся в систему научного знания.

2. Объяснительная функция НТ.

Объяснить - значит указать и описать процесс возникновения объясняемого, дать представление о его субстрате, структуре и функциях.

Объяснение предполагает предварительное описание объясняемого.

Структура объяснения: 1) исходное знание об объясняемом; 2) знание используемое в качестве средств объяснения; 3) познавательные действия по применению исходных знаний, выступающих в качестве основания объяснения применительно к объясняемому, т.е. процесс выведения объясняемого из объясняющего. Объяснение на основе НТ является наиболее совершенным, ибо осуществляет осмысление объясняемого в системе теоретического знания. Основанием такого объяснения являются категориальные схемы и теоретические конструкты соответствующей теории. Объяснения (объясняющая “сила” теории) являются критерием оценки адекватности теории своему предмету.

3. Предсказательная функция НТ.

Венец научной работы есть предсказание. <Умов Н.А. Соч., Т. 3. Спб., 1916, с. 251>

НТ объясняет сущность описываемых ею объектов, явлений или процессов, раскрывая связи и отношения между ними. Причем, НТ раскрывает связи не только тех объектов, которые описаны и объяснены, но и других, еще не описанных но связанных с описанными и объясненными тем же образом, т.е. по тем же законам. Это и является основой для предсказания.

Рисунок 9 - Функции научной теории. Гипотеза

Прогнозы - высказывания о будущей реальности, т.е. такой, которой во время формулирования этих высказываний, не существует. Следовательно, прогнозы не могут быть ни истинными, ни ложными. Если прогноз осуществился, то это отнюдь не означает, что он был истинным во время высказывания. Но и в то время, к которому относится прогноз, его нельзя оценивать как истинный или ложный. Только изъяв из него суждения об условиях времени высказывания прогноза (т.е. лишив прогноз мстатуса прогноза) можно прогностические суждения оценивать с точки зрения истинности.

Не всякое суждение (совокупность суждений), в котором нечто утверждается о будущем, является прогнозом. Например, суждение “Латвия в ближайшие годы хочет улучшить отношения с Россией” не является прогнозом, ибо относится не к будущему, а настоящему и истинность этого суждения может быть проверена. Прогнозом является суждение “Латвия в ближайшие годы улучшит отношения с Россией”.

Прогноз есть результат двух совокупностей факторов: тенденций настоящего

и потенций будущего.

1. Будущее есть реализация тенденций настоящего. Если тенденции настоящего окажутся устойчивыми вплоть до предсказываемого будущего, то будущее окажется реализацией настоящего. В этом и только в этом смысле и при этом условии будущее предопределяется настоящим.

2. Потенции будущего не содержатся в настоящем и не зависят от него. Их нельзя обнаружить путем анализа настоящего, ибо их нет в нем. Тенденции настоящего могут качественно изменить свое содержание и характер и тогда настоящее не будет предопределять будущее.

Степень обоснованности П. может быть разной: от 0 до 1. Обоснованность П. часто бывает нулевой и никогда не достигает единицы.

Степень обоснованности определяется: 1) спецификой объекта предсказания; 2) полнотой и достоверностью информации о нем; 3) временной глубиной предсказания и другими факторами.

Достаточно высокую степень обоснованности имеют, как правило, тривиальные прогнозы.

Степень доверия к прогнозам определяется не только (и, зачастую, не столько) степенью их обоснованности, но и от субъективного отношения к ним. В большей степени люди верят прогнозам, соответствующим их желаниям, ожиданиям, устремлениям, даже если это плохо обоснованные прогнозы. Степень доверия к прогнозам существенно зависит и от того, кем они формулируются и насколько они (прогнозы) понятны адресату, т.е. от степени развития его способности к пониманию.

Многофакторность детерминации доверия к прогнозам приводит к парадоксальным явлениям: массы образованных людей в век господства науки больше верят вненаучным и антинаучным предсказаниям различного рода шарлатанам, чем рационально мыслящим ученым.

Рисунок 10 - Структура анализа структуры теории

Метатеория - теория, анализирующая структуру какой-либо другой теории. Термин “метатеория” имеет смысл и употребляется лишь по отношению к некоторой конкретной теории.

Всякая научная теория описывает, объясняет и прогнозирует определенный фрагмент реальности (совокупность объектов, явлений или процессов), а ее метатеория - систему понятий, исходных предпосылок, основные положения и структуру данной теории.

Задачи метатеории: установление границ области применения теории; оценка ее внутренней непротиворечивости и полноты; описание способов введения новых понятий; обоснованность ее предположений и некоторые другие. Метатеоретические исследования не только способствуют более глубокому пониманию теории, но и существенно влияют на развитие теории.

Список литературы

1. Елфимов Г.М. Возникновение нового. М., 1983, - 188 с.

2. Жариков Е.С. Научный поиск. Киев, 1967.

3. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1973.

4. Лакатос И. История науки и ее реконструкция //Структура и развитие науки. М., 1978.

5. Мах Э. Научно-популярные очерки. Спб., 1908.

6. Межидов Р.Л. К вопросу об идеализированной модели “проблема - гипотеза - теория” //Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8. Boorstin D. The republic of Technology. N.Y., 1978. - 105 p.

9. Cohen B. Revolution in Science. Cambr.-Mass.-London, 1985.

Научная проблема

1. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983, - 240с. Логический анализ связи суждений

2. Тасяк О.С. О критериях разграничения типов проблем науки //Философские проблемы современного естествознания. Киев, 1977.

3. Грязнов Б.С. Научная проблема и ее познавательные функции //Логика научного поиска. Свердловск, 1977.

4. Жариков Е.С. Научная проблема //Логика научного исследования. М., 1965.

5. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация в структуре человеческой деятельности.

- В кн.: Логико-методологические вопросы науки. Рига, 1985, с.102-122.

6. Никифоров В.Е. Научная проблема, ее постановка и анализ //Роль методологии в развитии науки. Новосиб., «Наука»; 1985.

7. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига, 1988, - 185 с.

8. Никифоров В.Е. Структура проблемы: проблема как система //Сборник научных трудов БРИ. Рига. 1995, с.171 - 182.

9. Cackowski Z. Problemy i pseidoproblemy. Warszava, 1964.

Гипотеза.

1. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980.

2. Копнин П.В. Г ипотеза и познание действительности. Киев, 1962, - 182 с.

3. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1972.

4. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980.

5. Методологические основы научного познания. М., 1972, с. 170 - 186.

6. Nikiforovs V. Matematiska hipoteze. Latvijas Padomju Enciklopedija. Riga, 1985. 6. sej.

7. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. 2-е изд. Спб., 1906.

8. Халькевич А.П. Гносеологическая природа гипотезы. Минск, 1974.

Научная теория.

1. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979, 301 с.

2. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978, - 231 с.

3. Гончаров С.С. и др. Введение в логику и методологию науки. М., 1995, - 256 с., с. 78-103.

4. Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение. Спб., 1910.

5. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. М.,196?, с. 112 - 148.

6. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978.

7. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: