Методы теоретического познания


Рисунок 12 - Методы теоретического познания

Моделирование - общенаучный (т.е. применяющийся в различных науках) метод исследования логическим основанием которого является умозаключение по аналогии.

Можно выделить следующие наиболее характерные ситуации, при которых возникает необходимость в моделировании.

1. Объект недоступен непосредственному экспериментальному исследованию /чрезмерно мал, непомерно велик, значительно удален, радиоактивен и пр./. Модель в этом случае заменяет объект, позволяя сделать эксперимент реально осуществимым и экономически целесообразным.

2. Модель строится для того, чтобы объяснить или продемонстрировать некоторое явление или объект. Например, физик строит модель атома для того, чтобы объяснить его свойства и законы функционирования, механик строит модель двигателя внутреннего сгорания для того, чтобы продемонстрировать его работу.

3. К моделированию прибегают и в том случае, когда необходимо представить поведение объекта при некоторых заданных условиях в некоторые будущие моменты времени, а теория, позволяющая сделать это аналитически, отсутствует. Тогда изучается поведение модели и на основании этого делается вывод о поведении объекта.

4. Необходимость в моделировании часто возникает и при наличии теории. К моделированию в этом случае прибегают или для развития имеющейся теории, или для ее непосредственного применения к действительности. Так как в большинстве случаев наука имеет дело с теориями, которые являются незавершенными и находятся в стадии их дальнейшего развития и совершенствования, то модель, как средство усовершенствования теории, играет значительную роль.

5. Модель строится и для того, чтобы осуществить практическую проверку тех или иных теоретических положений, непосредственная проверка которых оказывается затруднительной по каким-либо причинам.

Уже этот, по-видимому, не полный перечень тех задач, которые могут быть успешно решены с помощью метода моделирования, показывает, что модели занимают важное место в познании.

Рисунок 13 - Классификация моделей познания

Структура процесса моделирования:

1. Постановка проблемы и формулирование задачи.

2. Построение (или выбор) модели.

3. Исследование модели и получение знания о закономерностях ее функционирования.

4. Перенос знания о модели на объект.

5. Проверка истинности полученного знания по отношению к объекту.

Пример использования метода.

Доказательство Гильберта: “Земля есть шаровой магнит”.

<Гильберт В. О магните, магнитных телах и большом магните - Земля. М., 1956>.

В основе доказательства - аналогия между шаровым магнитом (террелой) и Землей. Гильберт исследовал поведение магнитной стрелки, помещаемой в разные точки террелы, и затем сравнил полученные данные с известными из практики мореплавания фактами ориентации магнитной стрелки относительно разных точек Земли. Из сравнения этих данных он заключил, что Земля есть шаровой магнит.

Список литературы

1. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988, - 507 с.

2. Гадамер Х. - Г. Истина и метод: основы философии герменевтики. М., 1988, - 704 с.

3. Девис М. Прикладной нестандартный анализ. М., 1980.

4. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975, - 271 с.

5. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

6. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Роль приборов в познании и их классификация //Философские науки. 1970, №6.

7. Nikiforovs V. Modelesana. Latvijas Padomju Enciklopedija. Riga, 1985. 6. sej.

8. Nikiforovs V. Modelis. Latvijas Padomju Enciklopedija. Riga, 1985. 6. sej.

9. Никифоров В.Е. Генезис и специфика кибернетического моделирования. - В кн.: Кибернетика и философия. Рига, 1977.

10. Никифоров В.Е. Общенаучные методы познания и их роль в исследовании гносеологической проблематики. - В кн.: Системно-кибернетические аспекты познания. Рига, 1985.

11. Никифоров В.Е., Лиепиньш Э.К. Общенаучные методы познания и их роль в исследовании гносеологической проблематики //Логико-методологические вопросы науки. Рига, 1985.

12. Полиа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Т. 1 - 2. М., 1975.

13. Рузавин Г.П. Методы научного познания. М., 1974.

14. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974.

15. Усмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

16. Усмов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.

17. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. М., 1978.

18. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1966.

19. Яценко Л.В. Формирование общей теории конкретных методов //Философские науки. 1985, №5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: