double arrow

опыт работы юношеской библиотеки


Источник: http://nfomania.ru/new/view_mers.php?id=329

Манн Татьяна Евгеньевна,

главный библиотекарь отдела молодёжных программ,

Новосибирская областная юношеская библиотека.

Сегодня уже не стоит вопрос – нужно ли меняться современной библиотеке или нет? Ответ продиктовала сама жизнь.

Она же ставит новые вопросы. Вот лишь некоторые из них.

· Как выстроить современную, устойчивую, развивающуюся систему работы с молодёжью?

· Как избежать тупиков развития, и в каком направлении двигаться?

· Какие интерактивные формы работы дают наиболее высокий коэффициент полезного действия (КПД)?

Так как мы являемся библиотекой областного уровня и проводим большую методическую работу, нам пришлось эти вопросы задавать себе ещё «вчера». И искать на них ответы. Анализируя нашу деятельность за последние годы, учитывая потребности современной молодёжи и изучая опыт других библиотек на тему «Что есть привлекательная библиотека сегодня?», мы попробовали создать развивающуюся, самоорганизующуюся систему живого культурно-информационного пространства. Результаты превзошли наши ожидания. Хотя становление этой системы ещё не завершено, но можно уже уверенно говорить о её состоятельности.

За два года активной работы создано множество молодёжных клубов и объединений, где руководителями являются студенты высших учебных заведений. В разные периоды их число колебалось от 12 до 17. Совет клубов «ДомИно» объединил эту мощную армию добровольцев. Благодаря этому объединению создаются условия взаимовыгодного сотрудничества молодёжи с библиотекой в режиме социального партнёрства. Давно известно, что одним из главных аспектов устойчивого развития является мобилизация творческого начала в обществе. Поэтому, основываясь на творческой инициативе ребят, мы стараемся активизировать их мотивацию через удовлетворение потребностей в самореализации и поддержку творческих проектов. «Думай глобально – делай локально» – вот девиз современного библиотекаря.

Итак, какая же она, привлекательная библиотека?

Национальная программа развития и библиотечного обслуживания молодёжи «Fulfilling their Potential» (Великобритания) предложила 10 основных направлений работы с молодёжью.

1. Осуществление качественного библиотечного обслуживания.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ И РЕАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЁЖИ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕКИ (клубная, волонтёрская, общественная, творческая деятельность молодёжи).

4. Улучшение внешней привлекательности библиотечных помещений.

5. Наличие современных информационных ресурсов.

6. Создание в библиотеках специальных зон, предназначенных только для молодёжи.




7. Применение эффективных технологий доведения информации о библиотеке и её услугах до пользователей.

8. Работа в партнёрстве с другими организациями.

9. Повышение профессионального уровня библиотекарей, работающих с молодёжью.

10. Тенденция развития библиотеки на основе инноваций.

Мне бы хотелось заострить внимание на 2-м и 3-м пунктах, так как они напрямую связаны с нашей темой. Интерактивная организация литературного пространства – это один из важнейших аспектов нашей системы. Но прежде чем перейти к конкретным результатам этой деятельности, хочется остановиться на очень важных и глубоких проблемах, с которыми нам пришлось столкнуться. Информационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни, однако возникают сложности в широком использовании этих возможностей в повседневной работе.

Почему же возникают трудности?

Самый большой наш враг – это внутренние установки. Большинство библиотекарей считают компьютер своим конкурентом, а молодёжь воспринимают как оппонента. Это большая ошибка! И компьютер, и молодёжь должны быть помощниками, а не врагами. Опыт зарубежных библиотек (а они идут впереди по внедрению ИТ) показывает, что информатизация библиотеки и развитие литературного пространства должны идти в ногу. Важно, чтобы компьютер и книга взаимодополняли друг друга.

Вторая причина, мешающая нам – это устойчивые в библиотечной среде профессиональные стереотипы. Мы привыкли к определённому стилю работы. Перестраиваться не хочется, потому что на это уходит много сил, и на первом этапе снижается темп работы. А время требует быстрых и своевременных решений, поэтому личная мотивация изменения стереотипов очень слаба. В такой ситуации сложно ощутить и признать, что нам это действительно нужно.



Решение всех вышеперечисленных вопросов зависит от нас самих, и лишь в решении одной проблемы нужна методическая помощь. Сложно найти необходимые эффективные механизмы, формы и методы работы. Опыт показал, что ответы на эти вопросы предлагает сама молодёжь. Нужно только организовать площадку для плодотворного взаимообмена.

В НОЮБ таковыми стали следующие площадки.

1. Развитие системы клубно-гостиной деятельности, о которой говорилось выше.

2. Расширение проектной деятельности, основанной на молодёжной инициативе. На сегодняшний день силами ребят реализуется 5 литературных проектов (межвузовский фестиваль «Сверхновое чудо», семинары современной поэзии «Поэзии все возрасты покорны», «Литературный перекрёсток», библиодесант «Поэзия в школе», «Литературная карта г. Новосибирска»), а также множество других.

3. Организация дискуссионных площадок, тренингов, творческих лабораторий (круглые столы участников совета клубов и студентов вузов «Роль библиотеки для молодёжи», «Библиотека будущего», «Слово. Интеллект. Духовность» и многие другие, где ребята не только подсказали нам массу новых идей, направлений и форм, но и активно их реализовывали).

4. Применение новых, современных форм (рекламная акция «Новое PROчтение», где у ребят появилась возможность реализовать свои идеи; дебаты со студентами клуба парламентских дебатов СибАГС «Кейс- клуб» на тему «Нужна ли сегодня сказка?»; квест «Мастер и Маргарита», который проводили наши друзья и партнёры из клуба «Monster’s Games» и т.д.)

5. Активное использование в своей работе современных информационных технологий:

· социальные сети,

· сайт,

· блог,

· интернет-мосты.

Сайт – основное представительство библиотеки в интернете. На сегодняшний день он находится в доработке, но, тем не менее, основную информацию о вышеперечисленной деятельности вы можете найти на наших страницах: «Отдел молодёжных программ», «Мероприятия», «Клубы», «Страница психолога», «Литературная карта г. Новосибирска», «Наше видео» и др.

Адрес сайта: http://infomania.ru.

Блог-площадка, которая даёт возможность общаться библиотекарям и интернет-пользователям (независимо от того, являются ли они читателями библиотеки или нет). В блоге обсуждаются не только библиотечные вопросы и события, но и различные общественные и культурные явления.

Адрес блога: http://buki-v-ruki.livejournal.com.

Социальные сети – мини-представительство библиотеки, где есть возможность оперативно поделиться самыми последними новостями о событиях в библиотеке, пригласить на очередное мероприятие, а также выложить свежую медиа-информацию (видео, фото). Также это площадка для общения и обмена мнениями (различные опросы). Молодёжь активно пользуется социальными сетями, так что такое представительство необходимо. В своей работе мы активно используем такую возможность информирования общества. Библиотека имеет свою страницу «НОЮБ: книги и люди в контакте».

Адрес: http://vkontakte.ru/club5693391.

Кроме того каждый клуб также имеет свою страничку в контакте. Это позволяет развивать творческие объединения, расширяя их формат. Такое общение также позволяет расширить круг друзей и партнёров библиотеки среди молодёжи и найти новых добровольцев. Таким образом, мы вышли на группу «Вернём Печенюшкина детям», и совместно со студентами клуба парламентских дебатов СибАГС «Кейс-клуб» провели комплекс мероприятий нового формата.

Интернет-мосты – возможность пообщаться и произвести обмен опытом с другими городами. Наша библиотека провела за год 5 мостов (с Москвой, Омском, Томском, Кемерово и Маслянино). Причём речь идёт не только о межбиблиотечных интернет-мостах, но и об общении между молодёжью или литературными объединениями других регионов.

Принципы и форматы профессиональной деятельности НОЮБ

1. Проведение традиционных и необычных праздников и культурно- просветительских мероприятий. Таких, как день самоуправления «Новые идеи – новый взгляд», «День любимой молодёжной книги», «Мышелётная вечеринка» (по прототипу «Ночи в музее»), «Неформальные вечеринки», конкурсно-игровые программы и т.д., где в числе активных организаторов были не только наши клубы, но и наши друзья, партнёры, читатели. А использование интерактивных форм работы делает наши мероприятия яркими, интересными, привлекательными для молодёжи.

2. Сотрудничество с другими организациями также даёт нам возможность многому научиться и создаёт необходимую среду для совместной плодотворной работы. В связи с этим хочется сказать, что привлечение добровольцев к библиотечной деятельности – это важнейший и перспективный аспект в устойчивом развитии библиотечной системы в целом. А использование ИТ позволяет мотивировать ребят, активизировать их инициативу и расширить поле интерактивной организации литературного пространства. Отметим, что, употребляя термин «интерактивная организация», мы подразумеваем такую организацию литературного пространства, при которой обмен информацией между субъектами происходит максимально эффективно, включая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях. Поэтому организация литературного пространства, опирающаяся на принципы высокой интерактивности – перспективное направление в деятельности любого социально-ориентированного учреждения. За прошедшее время Областная юношеская библиотека приобрела ценный опыт достижений и неудач. Одно остаётся неизменным: там, где применяются технологии интерактивной организации литературного пространства, есть ожидаемый результат – размываются региональные литературные границы, налаживается контакт между литературными поколениями. Думаем, в будущем эти позитивные тенденции можно усилить и, в итоге, решить такие проблемы, как раздробленность реального информационного пространства и почти полное отсутствие преемственности литературных поколений. Такой подход даёт большие преимущества как для молодёжи, так и для библиотеки.

Преимущества для библиотеки

1. Приобретение нового статуса – современного, культурно- информационного молодёжного центра.

2. Повышение эффективности и скорости работы.

3. Диагностика интересов, предпочтений и восприятия молодёжи (живой мониторинг).

4. Приобретение партнёров и помощников среди молодёжи.

5. Повышение интереса к библиотеке и библиотечной деятельности и приобретение авторитета.

6. Привлечение молодёжи к чтению.

7. Возможность обмена опытом и повышение квалификации через интернет.

8. Возможность налаживания сотрудничества с представителями других городов и сёл.

9. Личная творческая самореализация библиотекаря.

10. Расширение масштаба деятельности.

Преимущества для молодёжи

1. Возможность самореализации.

2. Возможность всесторонне развиваться.

3. Поддержка творческих инициатив.

4. Расширение масштаба деятельности. Тесная связь с внешним миром.

5. Удовлетворение необходимых потребностей современной молодёжи:

ü потребность в удовольствии, радости, положительных эмоциях,

ü в разностороннем развитии,

ü в расширении позиционирования,

ü в общении,

ü в активном отдыхе,

ü в творчестве.

К этим потребностям, обозначенным социологами, хочется добавить результаты практических наблюдений:

ü потребность во взрослой авторитетной личности, на которую молодёжь хотела бы ориентироваться, и которая помогает найти вектор развития;

ü возможность выплеска внутренней энергии с пользой для себя и для других.

Привлечение молодёжи к чтению за рубежом

Главной задачей Центра международных программ (Российская государственная библиотека для молодёжи) является обеспечение российских библиотекарей максимально полной информацией о зарубежной практике обслуживания молодёжи.

Центр решает эти задачи посредством ведения новостного блога «Библиотеки и молодежь: Зарубежный опыт», переводов исследований, статей, публикации портретов зарубежных молодёжных библиотек (раздел «Зарубежный опыт» на сайте «Методобъединение»), проведения международного опроса зарубежных специалистов и пользователей, доступного на 5 языках на сайте LIBPLANET.ORG. К этому следует добавить организацию и проведение зарубежных учебных семинаров для российских специалистов.

Самый необычный проект, призванный познакомить российских библиотекарей с зарубежным опытом обслуживания молодёжи, — киноальманах «Планета библиотек». Специалисты РГБМ посещают самые яркие современные молодёжные библиотеки в разных странах мира, снимают небольшие видеосюжеты о них, самостоятельно монтируют отснятый материал и добавляют русскоязычные субтитры. В настоящий момент для просмотра готовы видеосюжеты, посвящённые работе с молодёжью в публичных библиотеках Дании, Германии, Швеции, Финляндии и других стран.

Видеосюжеты проекта можно увидеть на канале РГБМ в YouTube и на страницах ежемесячной электронной библиотечной газеты ТЕРРИТОРИЯ L.

Напоминаем электронный адрес Виртуального методического объединения библиотек и организаций, работающих с молодёжью: http://vmo.rgub.ru/foreign/news/archive.php.

Составитель – Е. А. Иванова, ведущий методист,

ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека»

E-mail: ivanova@soub.ru

Тел.: (846) 334-45-80.


[1] Коллеги! Для знакомства с материалами книга будет предоставляться библиотекам Самарской области по предварительной заявке. Заявки можно направлять по электронному адресу: ivanova@soub.ru.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: