Веревочный курс (mpes course) — одна из наиболее популярных форм групподинамического тренинга командной сыгровки. В современной модификации он появился в 1960-е годы на базе интенсивных армейских обучающих программ. При подготовке ряда упражнений здесь используется альпинистское снаряжение, что и определяет название курса. Идеологом его в США стал К. Ронке [Rohnke, Wall, Tait, Rogers, 2002]. Ронке
адаптировал технологию сыгровки армейских штурмовых групп к подготовке бизнес-команд и разработал методологию, позволяющую в короткое время акцентировать, стимулировать и развивать командную сплоченность и соответствующие групповые эффекты.
Хотя о веревочном курсе говорят преимущественно как о тренинге, направленном на развитие командного духа, он также применим для развития определенного класса командных умений и навыков, поскольку базируется на идеях активного обучения взрослых. В основе идеологии веревочного курса лежат:
? принцип «вызова к выбору». Каждый человек может выбрать,
участвовать или нет в любом виде активности, и этот выбор уважается
инструктором и группой. Принцип способствует, с одной стороны, ат
мосфере поддержки и доверия, с другой — усилению персональной от
ветственности по отношению к происходящему;
|
|
? контракт о групповых нормах и правилах. Соглашение об опреде
ленном поведении между членами группы, которое обычно включает прин
ципы поддержки, уважения выбора, безопасности;
? цикл обучения на опыте. Прохождение для каждого формируе
мого навыка полного цикла экспириенциального обучения: получение
опыта, наблюдение, концептуализация, планирование следующего опыта.
В настоящее время в мире по разным оценкам существует от 6 до 12 тыс. центров, построенных на методологии веревочного курса. Большинство из них находится в Северной Америке, однако веревочный курс популярен также в Австралии, Азии и Европе.
Типичный день веревочного курса начинается с разминочных упражнений (или активностей), имеет своим центром серию специально организованных упражнений по совместному преодолению препятствий, чередуемых с обсуждениями, после чего может использоваться направленное на углубление индивидуального опыта высокое упражнение.