Теперь, обладая близким пониманием относительно рациональных целей, ценностей, устремлений, мечтаний друг друга, участники должны изложить свои представления о пути достижения такого будущего. Члены команды могут договориться о целях, но не прийти к согласию о путях их достижения. Существует и другая, малозаметная, но очень серьезная проблема. Отсутствует гарантия того, что участники смогут преодолеть руководящую силу системных архетипов, ценностей (идеалов) и увидеть весь набор возможных направлений своего движения. Иначе говоря, участники могут оказаться заложниками традиций, привычек, ценностей (даже осознанных), ограничив себя в выборе возможных перспектив.
Целесообразно увидеть всю палитру вариантов, а отказаться от какого-нибудь из них никогда не поздно. Однако возникает вопрос: как проработать вариант, который участники не видят, о существовании которого вообще не догадываются? Это осуществимо только в том случае, если разработка альтернативных путей командного движения будет предполагать проработку участниками концептуально заданных стратегий. В этом случае участники идут не от собственных представлений о должных путях команды, а, напротив, наполняют актуальным, реальным содержанием теоретически заданные стратегии. В результате решается одновременно несколько задач.
|
|
1. Четкое соблюдение «жанра» стратегий при их детализации позволяет задать «рельефность» каждого из альтернативных путей. Акцент делается на том, что итоговое решение часто синтезируется из элементов нескольких стратегий. Однако, конструируя синтетическую стратегию, необходимо понимать, где в ней основной курс, а где — вспомогательные
маневры. Такая сборочная задача может быть решена за счет использования в качестве исходного материала «чистых» стратегий. Только обраще-
I н ie к «чистым», но проработанным стратегиям поможет участникам удер
живать одинаковое понимание того, где они обсуждают магистральный
i |уть своего движения, а где спорят о стратегиях (точнее, об их элементах),
вы полняющих служебную по отношению к основной стратегии функцию.
2. Гиперболизированные различия помогают в дальнейшем понять,
11асколько тот или иной путь оказывается системным архетипом, шабло
ном, привносимым из прошлого. Кроме того, чем ярче различия, тем про
ще увидеть те стратегии, которые соответствуют ранее зафиксирован-
I1 ым ценностям и интересам, и те, которые в принципе неприемлемы. Все
это подготавливает команду к выбору должного направления движения,
который будет осуществляться на следующем этапе работы.
3. Каждый участник согласования начинает воспринимать свой про
ект как одну из возможных альтернатив и испытывать к нему минимум
л ичной привязанности. Участники, облекая свои представления в теоре
тические конструкты и схемы, рассматривая условия их использования,
начинают более отстранение относиться к собственной позиции, т.е. де-
i (ентрируются.
|
|
В качестве концепции теоретически возможных стратегий удобно использовать концепцию «Вызова и Ответа», разработанную А. Тойнби. Обращение к ней в процессе разработки организационных стратегий показало высокую эвристическую ценность данного подхода. Он позволяет не только учесть и задать типы стратегий, но и наглядным образом, на исторических примерах отграничить один тип пути от другого.
Кратко изложим некоторые положения этой концепции. Проведя историко-философский анализ обширного фактического материала о зарождении, развитии и гибели цивилизаций, А. Тойнби выделил усло-пия и возможные направления развития цивилизаций, которые были пыработаны человечеством за многие века своего существования. Одним из основных «вызовов» для цивилизаций, по мнению исследователя, являлся стимул окружающей среды, — в частности, степень плодородия земель, на которых находились государства. Тезис достаточно простой: чем более удобной для жизни людей оказывается внешняя среда (плодородие земель, окружающий ландшафт), тем меньше причин для изменения существующего уклада, т.е. для развития. Чем хуже станови-лись земли, тем сильнее был «вызов». В результате цивилизации либо i югибали, либо «отвечали» развитием или принципиальным переустройством. А. Тойнби описал пять типов «ответов» человечества на ухудшение природных условий жизни. Думается, что современное бизнес-сообщество в том или ином виде, в тех или иных комбинациях использует именно эти пять «ответов» на «вызовы» окружающей действительности.
Соотнесение бизнес-стратегий и «ответов», описанных А. Тойнби, представлено в табл. 11.
Таблица 11