Рождение командной рефлексии

Игры обеспечивают команду бесценным опытом совместного преодо­ления игровых барьеров, которые становятся личностно значимыми бла­годаря вовлеченности участников. Однако эмоционально бурные пере­живания игровых успехов или неудач быстро затухают, не оставляя сле­да. Именно рефлексия призвана закрепить полученный опыт после завершения игры. В свою очередь, динамичность игровой модели дает возможность анализировать (рефлексировать) проблемы внутригруппо-вого и межгруппового взаимодействия, не выходя из игрового мифа. Ко­манды принимают какие-либо решения, затем реализуют их, сталкива­ются со следствиями этих решений, рефлексируют их и предпринимают новые (скорректированные) действия. Участники могут пренебрегать возможностью осмысления ситуации, однако успеха будут добиваться только те группы, которые начнут анализировать свои действия, ценно­стные выборы, прогнозировать развитие событий и оказывать целена­правленное влияние на текущую ситуацию.

Игры, таким образом, задают ситуации, провоцирующие включение коллективных рефлексивных механизмов. С их появлением группа по­лучает возможность, подобно барону Мюнхгаузену, вытаскивать сама себя из проблемных ситуаций. Вместе с тем рефлексивные механизмы стано­вятся подлинно коллективными только тогда, когда участники команды начинают пользоваться разделяемой и одинаково понимаемой схемой анализа и интерпретации ситуаций. В качестве таких схем могут высту­пать, например, ролевые концепции, рассмотренные в гл. 2 и 3. Концепции могут быть введены в команды до начала игры или после, в процессе «раз­бора полетов». В любом случае их использование позволяет команде об­суждать свои проблемы без «перехода на личности» и выстраивать про-


грамму репозиционирования участников. Результаты наблюдений сви­детельствуют о том, что команды, владеющие «языком ролей», склонны чаще замечать внутренние проблемы и открыто о них говорить, в отличие от команд, не знакомых с такими концепциями.

Авторы пособия читают спецкурс по командообразованию для раз­ных аудиторий (слушателей МВА, менеджеров по персоналу, тренинг-менеджеров, психологов). Всегда находится пять-семь слушателей, которые пропускают лекцию по командным ролям и сразу приходят на практическую часть, посвященную игровым методам. «Прогульщи­ков» специально объединяют в отдельную группу, которая, как и все остальные команды, принимает участие в играх. После завершения игр начинается «разбор полетов», где обсуждаются внутренние про­блемы, с которыми столкнулись команды. Раз за разом команды, не владеющие «языком ролей», сообщают, что в ходе игр у них не было проблем и затруднений, в то время как другие команды рассказывают о «выпадающих» ролях, столкновениях участников, выполняющих одни и те же роли, т.е. о проблемах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: