Игры обеспечивают команду бесценным опытом совместного преодоления игровых барьеров, которые становятся личностно значимыми благодаря вовлеченности участников. Однако эмоционально бурные переживания игровых успехов или неудач быстро затухают, не оставляя следа. Именно рефлексия призвана закрепить полученный опыт после завершения игры. В свою очередь, динамичность игровой модели дает возможность анализировать (рефлексировать) проблемы внутригруппо-вого и межгруппового взаимодействия, не выходя из игрового мифа. Команды принимают какие-либо решения, затем реализуют их, сталкиваются со следствиями этих решений, рефлексируют их и предпринимают новые (скорректированные) действия. Участники могут пренебрегать возможностью осмысления ситуации, однако успеха будут добиваться только те группы, которые начнут анализировать свои действия, ценностные выборы, прогнозировать развитие событий и оказывать целенаправленное влияние на текущую ситуацию.
Игры, таким образом, задают ситуации, провоцирующие включение коллективных рефлексивных механизмов. С их появлением группа получает возможность, подобно барону Мюнхгаузену, вытаскивать сама себя из проблемных ситуаций. Вместе с тем рефлексивные механизмы становятся подлинно коллективными только тогда, когда участники команды начинают пользоваться разделяемой и одинаково понимаемой схемой анализа и интерпретации ситуаций. В качестве таких схем могут выступать, например, ролевые концепции, рассмотренные в гл. 2 и 3. Концепции могут быть введены в команды до начала игры или после, в процессе «разбора полетов». В любом случае их использование позволяет команде обсуждать свои проблемы без «перехода на личности» и выстраивать про-
|
|
грамму репозиционирования участников. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что команды, владеющие «языком ролей», склонны чаще замечать внутренние проблемы и открыто о них говорить, в отличие от команд, не знакомых с такими концепциями.
Авторы пособия читают спецкурс по командообразованию для разных аудиторий (слушателей МВА, менеджеров по персоналу, тренинг-менеджеров, психологов). Всегда находится пять-семь слушателей, которые пропускают лекцию по командным ролям и сразу приходят на практическую часть, посвященную игровым методам. «Прогульщиков» специально объединяют в отдельную группу, которая, как и все остальные команды, принимает участие в играх. После завершения игр начинается «разбор полетов», где обсуждаются внутренние проблемы, с которыми столкнулись команды. Раз за разом команды, не владеющие «языком ролей», сообщают, что в ходе игр у них не было проблем и затруднений, в то время как другие команды рассказывают о «выпадающих» ролях, столкновениях участников, выполняющих одни и те же роли, т.е. о проблемах.