Механизм рефлексии в режиме технологии РКМЧП

Знакомство с новой информацией,ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей.
Суммирование и систематизацияновой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.
Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений, пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности.

Таким образом, на стадии рефлексии студенты систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений, а так же в соответствии с категориями знаний (понятия, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетании индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые слова), студенты производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей, выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Обучающиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда студент переформулирует понимание с использованием собственного лексикона, то создается личный осмысленный контекст.

Наряду с письменными формами, не менее важной является устная рефлексия. Живой обмен идеями дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также различные возможности учета этих идей. Побуждая к диалогу на стадии рефлексии, педагог дает возможность рассмотреть различные варианты мнений по поводу одного и того же вопроса.

Роль фазы рефлексии: развитие знаний обучающихся, отслеживание результата обучения, отслеживание самого процесса обучения. Отслеживание этапов механизма своей деятельности помогает обучающемуся осознать методологию и научное познание.

Важно, чтобы в процессе рефлексии обучающиеся могли самостоятельно оценить путь от представления к пониманию. Еще более важно, что бы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя. Стимулировать рефлексию преподаватель может при помощи вопросов. Вопросы это еще и способ показать учащемуся путь к самостоятельной рефлексии. Поэтому, необходимо побуждать обучающихся к постановке вопросов. Эта задача требует систематической и кропотливой работы.

Еще одним стимулом активизации рефлексии является субъективные суждения самого преподавателя. Искренность и позиция партнерства позволяет сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: