Границы игрового метода

Ожидается, что в играх участники овладеют навыками групповой работы, освоят приемы конструктивного диалога, научатся дискутиро­вать, не вступая в конфликт, смогут оперативно принимать решения, дей­ствуя в ситуации неопределенности. На первый взгляд, все необходимое для решения этих задач: и групповая работа, и дискуссии, и принятие решений, и неопределенность задач — есть в большинстве игр. Однако формирование новых умений и навыков — задача не из легких, и она требует специально организованной методической деятельности.

Изначально следует разбить умение на элементарные действия. За­тем нужно обеспечить отработку каждого из них под контролем внешнего наблюдателя, который потом проведет обратную связь, и дать участни­кам возможность самим выступить в роли наблюдателя-контролера. Да­лее необходимо организовать «сборку» этих действий и в завершение


освободить умение от сознательного контроля. Любая схема поэтапного формирования сложных умений (навыков) требует многократного пои-иращения к отработке их простейших компонентов.

Игра же по своей сути носит перманентный, тотальный характер. Кол и игра завладела участниками, то даже во время перерывов они остаются внутри игровой действительности, продолжают существовать а сиоих командах и в своих ролях. Участники, приняв на себя те или иные роли, правила, задачи, погружаются в игровое пространство и начинают н нем жить. Частые остановки и возвращения выключают участников из и гро-вого мифа, ломают игру, поэтому «разбор полетов» начинается позже, после ее завершения. Возвращение же к сложным и интересным местам осуществляется только в мыслительной ретроспективе. Очевидно, что навыки и умения (в классическом, бихевиористском их понимании) вряд ли могут быть сформированы в такой ситуации. Для решения этой зада­чи лучше всего подходят поведенческие тренинги.

Нередко с помощью игры начинает решаться проблема перенесен ия полученных знаний, умений, навыков в жизнь. Сформированные и отра­ботанные на практических занятиях умения должны «сохраниться» в ус-лових реальной профессиональной деятельности. В этих целях получен­ные знания и умения приходится вплетать в сложную систему професси­ональных и межличностных отношений, где есть ценности, мотивы, эмоци и, формальные и неформальные нормы, привычки, которые часто «переби­вают», а иногда и «забивают» новые умения и навыки. Предполагается, что, погружая команды в некую имитационную действительность, можно максимально безопасно для себя и окружающих, а самое главное — для деятельности опробовать ранее полученные знания, умения и навыки в ситуациях, приближенных к «боевым». Однако результаты исследова­ний, проведенных под руководством одного из авторов этого пособия, свидетельствуют об обратном. Умения и навыки, полученные на трен ин-гах, не только с трудом приживаются в реальной деятельности, но и редко используются даже в играх.

Участники проходили тренинг развития базовых коммуникатив­ных навыков, который завершался серией ролевых игр. Участникам объявлялись игровые цели, при этом задача специально демонстри­ровать новые коммуникативные навыки не ставилась. Вся работа за­писывалась на видеокамеру, после чего видеозапись просматривали профессиональные эксперты-психологи, которые должны были фик­сировать факты использования участниками новых коммуникативных техник. Парадокс заключался в том, что участники, прошедшие ком­муникативный тренинг, не задействовали в играх освоенные ими на­выки.

14!)


Во второй экспериментальной сессии другие эксперты-психоло­ги просматривали видеозаписи ролевых игр с участниками, которые прошли коммуникативный тренинг, и участниками, которые его не про­ходили. Задача экспертов заключалась в том, чтобы оценить общую конструктивность коммуникативного поведения одних и других участ­ников (эксперты не знали, кто из участников проходил тренинг, а кто нет). Хотя факты использования конкретных коммуникативных тех­ник зафиксированы не были, общая конструктивность коммуникатив­ного поведения была оценена гораздо выше в тех группах, где участ­ники проходили навыковый тренинг. Эти результаты свидетельствуют о том, что коммуникативный тренинг оказывает преимущественное влияние на коммуникативную установку, делая ее ориентированной на партнерское взаимодействие. Однако новые навыки не включают­ся в структуру деятельности даже в играх. Участникам, как правило, не удается одновременно решать игровые задачи и применять ранее изученные техники. Очевидно, что для перенесения коммуникатив­ных навыков в плоскость практической деятельности игровых мето-; дов оказывается недостаточно. Эта задача решается другой группой методов, а именно посттренинговым коучингом — системой настав­ничества, которая выполняет функцию внешнего произвольного конт­роля за использованием новых навыков в повседневности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: