Ключевые понятия: подготовка и внедрение нововведений
психологические аспекты организационных изменений
организационно-кадровая диагностика
кадровый резерв развития
кадровый резерв функционирования
формирование и позиционирование команды перемен
управление сопротивлением персонала
Любая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью' целенаправленных организационных изменений, которые затрагивают всю \ компанию в целом. Они характеризуются сломом привычных и разделя-! емых сотрудниками ценностей, норм, шаблонов действия, традиционных способов принятия решений, ставших серьезным препятствием для эф-; фективного функционирования организации. Подавляющее большинство сотрудников оказывается перед необходимостью адаптироваться к новой организационной действительности, которую формируют инициаторы преобразований (как правило, это кто-то из учредителей или топ-менеджеров компании).
Опыт многочисленных неудач реформирования компаний показывает, что нововведения не могут быть внедрены только административно-директивными методами. Очевидно, что преобразования осуществимы только в том случае, если они действительно принимаются сотрудниками. Поэтому длительное время считалось, что успешность организационных преобразований связана с присутствием в компании «героической личности», которая способна обозреть всю проблемную ситуацию, найти решение и увлечь сотрудников за собой. М. Вебер называл такое управле-' ние «харизматическим господством». Такие типы господства возникают-в чрезвычайных, кризисных ситуациях. Когда люди теряют смысл жизни, то вождь претендует решить кризис смысла. Он обещает внести в свое господство то, чего до него не было, либо то, что уже забыто. Вождь претендует на исключительность, а те, кто вступает под его влияние, отбрасывают свое прежнее отношение к окружающим. По терминологии Р. М. Белбина такой руководитель должен быть очень ярким «мотиватором» — человеком, способным бросить вызов ситуации и увлечь за собой большинство.
Можно привести множество примеров, когда появление сильного, харизматического генерального директора (менеджера) позволяло компании выйти из глубокого кризиса. В этой связи нельзя не упомянуть Билла Гейтса — генерального менеджера компании «Microsoft». Легендарной стала история о Л. Якокке, который спас от неминуемого банкротства компанию «Крайслер». В современном отечественном бизнесе пока сложно выделить подобных героев-управленцев. В дореволюционной же России таких имен было достаточно много, а некоторые из них стали едва ли не нарицательными (как, например, имя знаменитого промышленника и мецената С. Т. Морозова).
Вера в героя-руководителя часто движет запросами учредителей, которым нужна личность, способная навести порядок в их компании. Как правило, собственники бизнеса стремятся найти в своей организации или смежных отраслях человека, который бы обладал неиссякаемой энергией, был способен преодолевать препятствия, перед которыми останавливаются другие, мог увлекать за собой других сотрудников, умел предупреждать готовящееся сопротивление противников преобразований, имел опыт руководства подобными проектами. По мнению П. Сенге, «такие люди становятся лидерами благодаря уникальной смеси умений, амбиций, видения, харизмы и умопомрачительной спеси». Такому кандидату готовы платить большие деньги, предлагая возглавить компанию или как минимум стать руководителем проекта по внедрению новых бизнес-технологий, делегировав ему широкие полномочия. Обычно, назначив его руководителем проекта по разработке и внедрению тех или иных нововведений, ему поручают и формирование команды, исходя из принципа, что следует выбрать сильную, харизматическую личность, а команду такой человек сформирует сам под себя и будет нести за нее ответственность.
Проблема заключается в том, что герой-руководитель часто создает команду последователей, преданных ему и его видению. Действительно, такая команда единодушна, она готова идти за своим лидером в огонь и в воду, ее участники могут неплохо выполнять «миссионерскую» функцию, транслируя нововведения в организации. Однако любые системные изменения, затрагивающие всю организацию, уникальны и необычайно сложны. Инициатору изменений приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных междисциплинарных и межфункциональных факторов, которые зачастую неочевидны. В подобной ситуации ни один человек не способен единолично на протяжении длительного времени отыскивать правильные решения. Таким образом, руководитель оказывается перед выбором. Один путь — поддерживать видимость бла-i ополучия, игнорируя или сглаживая всё, что может эту видимость нару-|иить. При этом, стремясь сохранить свое положение, лидер может при-
бегнуть к манипулированию командой и другими сотрудниками, выдавая желаемое за действительное, «проколы» за успехи и т.п. Другой путь предполагает коренное преображение команды. Лидер признается себе и команде в том, что он неспособен единолично находить верные решения и что ему нужна другая команда — из самостоятельно мыслящих, максимально различных людей, пользующихся доверием других сотрудников компании. Однако такой вариант развития событий маловероятен, ибо требует быстрых и кардинальных личностных перемен как лидера, так и его последователей.
Вместе с тем можно отказаться от мысли найти героя-спасителя и попытаться провести преобразования с опорой на внутренние прогрессивные человеческие ресурсы организации, т.е. на тех, кто должен стать ядром команды перемен.
Сущность и назначение команды перемен
Закон Парето гласит: «Двадцать процентов людей в организации выполняют восемьдесят процентов работы». Практика подтверждает действие этого закона: если организация находится в кризисе и вместе с тем продолжает функционировать, значит, в ней есть люди, которые все-таки работают. Управление организационными изменениями должно начинаться с выявления активного группового меньшинства и создания из него дееспособной команды реформаторов (агентов изменений). Активное и целенаправленное меньшинство, обладая поддержкой руководства и соответствующими полномочиями, является той силой, которая проводит уникальные и системные организационные преобразования.
В социальной психологии установлено, что многие социальные преобразования обусловливаются влиянием активного меньшинства (концепция С. Московичи). В любой общности существует инициативное меньшинство, которое отличается от большинства своими установками, ценностями, правилами. Когда влияние этой группы достигает критического уровня, происходит развитие социальной общности в целом. Множество исследований, выполненных в школе С. Московичи, было посвящено изучению условий, при которых меньшинство может задать новый социальный стандарт. Исследователи установили зависимость между эффективностью влияния меньшинства и тем представлением, которое складывается о нем у объекта влияния, т.е. у большинства. Так, если в глазах большинства меньшинство предстает как бескомпромиссное, то ему приписывается догматичность, что блокирует дальнейшее влияние меньшинства. Последовательность и устойчивость поведения меньшинства, а также синхронная позиция, т.е. единодушие членов меньшинства и сохранение своего мнения во времени, позволяют оказывать влияние на большинство [подробнее см.: Неудачина, 2007].
Создавать команду перемен следует всегда на самых ранних этапах процесса, будь то изменение организационной структуры, реорганизация деятельности фирмы или переориентация стратегических приоритетов. Данная команда может и должна стать равноценным партнером высшего менеджмента, решившего преобразовать организацию.
Руководство и сотрудники компании, как правило, видят в команде перемен орган, который сначала разработает проект измене! inй и только потом будет его внедрять. Именно начало внедрения нововведений обычно воспринимается как организационные преобразования, а все, что этому предшествовало, — как подготовительный этап. Однако сам факт появления команды перемен в корне меняет организационную действительность. С этого момента в организации начинают сосуществовать два разнонаправленных, но неотделимых друг от друга процесса: процесс развития (преобразований) и процесс функционирования (поддержание работоспособности компании). Неразделимость процессов объясняется принципиальной невозможностью приостановить всю работу в организации, произвести необходимые изменения и снова продолжить деятельность. Это означает, что сотрудники, включенные в работу по проектированию и внедрению нововведений, не могут быть просто так вырваны из производственного процесса. Более того, учредители или топ-менеджеры обычно не хотят освобождать агентов изменений от выполнения их регулярных функций и оплачивать только работу в команде перемен. Во многом такое решение оправдано, ведь команда перемен часто создается из ключевых сотрудников, составляющих те двадцать процентов, на которых держится организация. Полностью выключить их из производственного процесса вряд ли возможно, иначе компания рискует не справиться с регулярной деятельностью. Поэтому таким сотрудникам в лучшем случае минимизируют регулярную загрузку, но никогда не снимают ее полностью. В результате им приходится совмещать деятельность в команде перемен с решением текущих производственных задач на протяжении длительного времени (от нескольких месяцев до нескольких лет).
Организационно и психологически команда перемен становится частным случаем проектной команды, а компания, ее создавшая, переходит на проектную форму управления одним стратегически важным проектом — разработкой и внедрением нововведений. Особенности комплектования и существования проектных команд были подробно описаны в гл. 2. Необходимо обратить внимание на то, что команда перемен первой испытывает на себе новую форму управления. Ее участники оказываются в изначально конфликтной ситуации, которая задается их двойственным положением: двойным членством (собственный отдел и команда перемен), двойным подчинением (своему руководителю и лицу, отвечающему за
преобразования), совмещением различных по типу задач (задач функционирования и задач развития). Это требует от сотрудников не только разнообразных способностей, но и постоянного ценностного самоопределения — выбора между действиями, способствующими преобразованиям, и действиями, поддерживающими организационное статус-кво. Ведь двойственность позиции позволяет найти любое количество «весомых» аргументов в пользу выполнения текущих, рутинных задач и устраниться от участия в преобразованиях. Только внутренняя мотивация участников команды перемен, их самоопределение являются гарантом того, что нововведения будут спроектированы и внедрены, несмотря на естественное сопротивление или пассивность большинства.