Вопрос 2. Самостоятельная работа по психологии и проникновение во внутренний мир личности

Итак, изучая психологию по литературным источникам, студент идет за первооткрывателем, за психологом-исследователем, впервые познавшим изложенные в книгах механизмы психической деятельности, и пользуется теми же методами. В этом смысле студент, делающий свои личные открытия, т. е. вторично открывающий для себя то, что уже давно открыто наукой, идет тем же путем, что и ученый-первооткрыватель: через диалог с объектом исследования — личностью.

Еще одна особенность изучения психологии — это своеобразие объекта психологической науки — психическая деятельность человека. Если у других наук объект изучения находится где-то в стороне от познающего субъекта, существует вне и независимо от него, то психика «всегда с тобой», есть она у родных и близких, знакомых и коллег, так что ее можно изучать в жизненных ситуациях, в условиях естественного развития. Тот самый диалог с личностью, о котором было сказано выше, как раз и представляет собой постоянное, вольное или невольное обращение к изучению собственной психики и психики людей, с чем индивид постоянно соприкасается в повседневной жизни.

Методика преподавания психологии должна быть ориентирована на то, чтобы помочь студенту самостоятельно преодолеть трудности овладения научной психологией.

Во-первых, обеспечить диалог между познающим субъектом (студентом) и познавательным объектом — личностью реальной (в том числе диалог студента с самим собой как самопознание) или воображаемой, образно представляемой. Этот диалог в методике преподавания достигается с помощью учебных практических проблемных задач.

Во-вторых, способствовать стимулированию мыслительной, поисковой деятельности познающего, что обеспечивается учебными задачами на анализ теоретических взглядов разных авторов, сравнительное изучение различных видов деятельности, поведения, поступков людей, выбор предпочтительной точки зрения из существующих в науке и ее теоретическое или логическое обоснование.

Исходя из этого, принцип построения методики преподавания — максимум вопросов и задач на размышление над проблемами психической деятельности и минимум подсказок, т. е. полная самостоятельность творчества и никакого формального следования готовому тексту и его заучивания.

В постановке вопросов, ответы на которые должен находить студент в процессе самостоятельной работы, соблюдается означенный принцип: если даже в тексте задачи-вопроса приводится в готовом виде какое-то теоретическое положение, то форму­лировка вопроса должна быть такой, чтобы было ясно, что данное теоретическое положение дается не для запоминания, а для размышления над ним. Студент решает такую задачу в форме мысленного диалога с оппонентами, придерживающимися разных точек зрения, или с самим собой путем выдвижения пооче­редно одной, другой, третьей и т. д. гипотез и последовательной их мысленной проверки, с ответами «да» или «нет» на каждую из них. Рассуждение как диалог с самим собой будет наиболее характерным методом самостоятельной мыслительной деятель­ности студента при познании психологии.

Можно также иногда давать вопросы на микроисследования. Например, провести анализ какой-нибудь психологической реальности с позиции известной теории, как бы проверить ее истинность, применив на практике.

Такой принцип построения методики может быть реализован следующим образом:

· по темам каждого учебного предмета сформулировать вопросы и задачи, требующие не запоминания, а собственно мышления и мыслительного поиска ответов в литературе и в реальной жизни;

· правильный ответ на любой из вопросов (задач) будет невозмо­жен в форме прямого его списывания с готовых текстов книг, что достигается формулировкой вопроса. Он должен быть построен самим студентом на основе прочитанного и проанализиро­ванного материала в сопоставлении с жизненными реалиями, как результат мыслительной проработки теории в тесной связи с наблюдаемыми фактами;

· полученный ответ студент может записать сразу в конспект с указанием изученных источников.

В конечном счете, нацеленность самостоятельной учебы на жесткое следование за поставленными в заданиях проблемными вопросами и задачами для студента и полезна (развивается самостоятельность мышления и творчества), и интересна (приносит радость познания нового, моральное удовлетворение от ощущения реального приращения знаний).

Несколько подробнее о содержательной стороне вопросов (до сих пор речь шла об их форме, об их формулировке, рассчитанной на стимулирование мышления).

Если классифицировать предъявляемые в заданиях вопросы и задачи по их содержанию, то они могут быть разделены на такие группы:

1) вопросы и задачи на выяснение или выявление научного содержания или теоретического смысла психологического понятия (например: «Что такое внимание?»), т. е. вопросы на адекватное понимание научного текста;

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (Изд. 3, 1995) дается такое толкование русского слова «усвоить»: а) сделать свойственным, привычным для себя; б) поняв, запомнить как следует; в) поглотив, переработать в себе (пищу, лекарство); слова «освоить»: вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать.

2) вопросы (задачи) на анализ примеров из реальной действительности, на те или иные понятия или закономерности психологии, т. е. вопросы или задачи на понимание теории применительно к практике;

3) вопросы и задачи на критический анализ различных точек зрения в психологической науке на проблемы психологии (например, различные определения предмета психологии или понятия «личность в психологии»);

4) вопросы на сопоставление житейской и научной точек зрения на известные всем явления психики (как, например, признание или отрицание врожденности способностей);

5) вопросы на анализ характерных черт личности, а также отдельных актов поведения людей с учетом закономерностей психологии (например: «Может ли меланхолик быстро и охотно менять друзей?»);

6) задачи на выявление психологических критериев оценки поступков и действий людей в различных ситуациях, исходя из общей теоретической посылки (например: «Представьте себе (и опишите), как поведут себя холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, узнав, что им поставили неудовлетворительную оценку за реферат»);

7) задачи и вопросы на оценку практического значения отдельных теоретических положений психологии и подтверждение оценочного суждения реальными примерами-фактами (например: «Какое значение имеет для родителей знание периодизации психического развития детей?»);

8) задачи на психологическую характеристику знакомой личности или психологический анализ какой-нибудь известной студентам деятельности (например, «Психологическая характеристика личности моего друга» или «Психологическая структура деятельности учителя» и т. д.);

9) задачи на выявление исторической обусловленности возникновения новой научной идеи или нового теоретического объяснения ранее известных фактов (например: «Как возникла идея о том, что предметом психологии является не вся психика, а ее ориентирующая функция или ориентировочная деятельность?»);

10) задачи на сопоставление (сравнение) ранее существовавших взглядов на психическое явление с новым взглядом на него и объяснение причин изменения, происшедшего в последнее время (например, изменение методологического подхода к изучению психики: сначала функциональный подход, затем личностный, а теперь — деятельностный);

11) задачи на психологическое объяснение различных заблуждений, иллюзий, ошибочных мнений, предрассудков и т. п., распространенных в обыденной жизни (например, некоторые люди суеверны, верят во всякие дурные приметы, вещие сны и т. д., хотя разумом понимают, что это несерьезно. Чем объяснить суеверие у этих людей?);

12) задачи и вопросы на психологическое объяснение трудностей, испытываемых большинством людей при резких изменениях условий жизни (общественных отношений, экономических и правовых норм и принципов, социальных условий жизни и т. п.), когда одни ценности меняются на другие, прежние жизненные ориентиры теряются, а новые почему-то не появляются. (Например, одни испытывают удовлетворение от наступления рыночных отношений, а другие непримиримы к ним, даже при равенстве моральных и материальных потерь и приобретений. В чем психологическая причина расхождения во взглядах примерно равных по социальному положению людей?);

13) задачи и вопросы на психологический анализ личностей героев литературных произведений, психологическую экспертизу их действий и поступков, а также на подбор наиболее ярких примеров из жизни персонажей для иллюстрации отдельных теоретических положений психологии (например: «Оцените характер Пьера Безухова и Андрея Болконского по их поведению, описанному Л. Толстым в «Войне и мире»).

Следовательно, большая часть вопросов и задач посвящена психологическому анализу человеческих взаимоотношений, поступков и поведения людей, их личностных свойств и черт, особенностей различных видов деятельности, которая окружает студента и в которой он вращается, действуя в качестве субъекта-объекта общественных отношений.

Таким образом, решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, преследующие учебные цели, превращают повседневную жизнь и деятельность студента и его ближайшего окружения в своеобразный учебный полигон или учебную лабораторию по применению теории психологии к жизненным реалиям.

Особо надо подчеркнуть необходимость использования произведений художественной литературы для психологического анализа личности и деятельности. Это наиболее доступный и достаточно свежий материал для студентов, недавних школьников, чей опыт еще недостаточен, чтобы фактический материал подбирать из реальной жизни.

Известный психолог Б. М. Теплов писал, что «художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология... Развернутое доказательство этого тезиса, так же как и установление научно-психологического использования данных художественной литературы — задача очень важная». Поэтому в учебные задачи полезно включать вопросы на психологическое объяснение действий и поступков литературных героев, на психологическую характеристику их личностей. А в некоторых случаях нужно предоставить возможность самим студентам подобрать примеры из художественных произведений в подтверждение правильности (или спорности) теоретических взглядов разных психологов и т. д. Рекомендуется обращаться и к произведениям художественной кинематографии, особенно к экранизированным вариантам романов, повестей, рассказов Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, чьи произведения отличаются глубоким психологизмом и жизненной правдой.

Намного шире должен быть круг учебных задач (тематика) для студентов — будущих профессиональных психологов. Им нужны знания и умения в различных сферах практической психологии.

Поскольку практическому психологу придется давать консультации в случаях, например, психологической реабилитации людей, морально травмированных нанесенными обидами, оскорблениями, нарушениями их прав и свобод, то студенту-психологу нужно учиться распознавать правовые ситуации и уметь их анализировать. Более того, профессиональному психологу иногда придется выступать в роли психолога-эксперта в суде или при следственных действиях сотрудников милиции или прокуратуры. Здесь тем более ему нужно быть компетентным в психолого-правовых вопросах (они изучаются обычно правоведами по юридической психологии, но с психологической стороны правоведы подготовлены не столь основательно, как психологи-профессионалы, и потому нуждаются в их помощи). Для обучения действиям в такого рода ситуациях предлагается обратиться к беллетристике, в частности, к лучшим произведениям детективного жанра как иностранных авторов (Агаты Кристи, Артура Конан-Дойля, Жоржа Сименона, Р. Стаута, Дж.Х. Чейза и др.), так и отечественных (Ю. Семенова, братьев А. и Г. Вайнеров, О. и А. Лавровых, С. Устинова, А. Марининой и др.). Например, в известном произведении О. и А. Лавровых «Следствие ведут знатоки» и одноименном телесериале можно найти богатый материал для психологического анализа самых разных действий сотрудников правоохранительных органов, а также поведения свидетелей и подозреваемых в совершении преступления и т. д.

Надо иметь в виду, что при изучении психологии важно найти в художественном произведении, в том числе и в детективе, точное описание действий и поступков, поведения действующих лиц, при этом литературно-художественные достоинства произведений и юридические тонкости оценки поведения отходят на второй план. В ситуации анализа поведения персонажей художественных произведений студент-психолог поступает, как при психологической экспертизе документов, описывающих действия людей (например, протокола допроса свидетелей или осмотра места происшествия и т. п.).

Таким образом, благодаря учебным задачам, составленным на жизненном материале, можно методически обеспечить преподавание научной психологии в тесной связи с практикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: