Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Какая она, вода?»

Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды.

Задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;

- познакомить с новыми свойствами воды (жидкая, течет, не имеет формы, может быть горячей и холодной).

- способствовать развитию слухового восприятия (шум воды, шелест бумаги);

- сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды;

- содействовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

-доставить детям эмоциональное удовольствие от игр-экспериментов с водой.

Материал: прозрачный кувшин с нарисованными глазами и ртом; 2 тазика с горячей и холодной водой, две салфетки, пластиковая бутылка, резиновая перчатка 5 листов бумаги, настольная ширма, стаканчики, желобок, две игрушечные мельницы, ковш, чайник с водой, медицинские шприцы по количеству детей, аудиозапись песни «Капитошка»

Предварительная работа:

• Наблюдения и экспериментирование с водой и мыльной пеной во время умывания, наблюдение за таянием снега во время прогулок.

игра «Рыбаки и рыбки», игры с водой «Купалочка», стирка кукольного белья, мытье игрушек, занятия по ознакомлению со свойствами воды («Имеет ли вода цвет и запах», «Что растворяется в воде?», «Окрашивание воды», «Замерзание воды», «Тонет-не тонет».

Приемы (формы работы): Вода в кувшине (сказочный персонаж, обследование, сравнение, постановка проблемной ситуации, проведение экспериментов, наблюдение, обсуждение результатов наблюдений и экспериментов, игры с водой «Узнай голосок Водички, «Водяные человечки».

Ход занятия-экспериментирования

Вводная часть

Воспитатель привлекает внимание детей к кувшину с водой с нарисованным грустным лицом.

Налили водичку в кувшин и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот стою я тут и вижу много предметов. Все они разной формы, разного цвета. А я про себя ничего не знаю. Какая же я?

- Не грусти, Водичка, наши дети могут о тебе все рассказать. Скажем ей, какого она цвета. (Бесцветная.)

- А что вы еще можете сказать о том, какая вода в кувшине (чистая, прозрачная.)

- Спасибо, дети. Но вы не сказали мне какая у меня форма? Вот кубик квадратный, мяч – круглый. А какая форма у воды?

-Водичка, мы это сейчас выясним.

Основная часть

1. Выполнение первого эксперимента.

- Как вы думаете, измениться ли форма кубика, если положить его в круглый сосуд? (Она осталась такой же.)

-Почему не изменилась форма кубика? (Он твердый.)

А что если воду из кувшина перелить в круглый сосуд? Проверим. (Наливает воду)

-Какая форма у воды в круглом сосуде (Круглая)

- Какая форма у воды в бутылке? В стакане? В резиновой перчатке? (Переливает воду в разные сосуды.)

(Воспитатель сливает воду опять в кувшин)

- Вот видишь, Водичка, мы с ребятами выяснили, что вода не имеет формы.

-А почему вода не имеет формы? (Она жидкая)

Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода не имеет формы» (Дети повторяют)

-Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

Вывод. Вода не имеет формы. Вода жидкая.

-Ты все еще грустишь, Водичка?

-Мне грустно оттого, что нет у меня ни цвета, ни формы.

-Не грусти, зато ты можешь двигаться, течь. Проверим?

2. Выполнение второго эксперимента.

Воспитатель льет воду из чайника в желобок. Дети наблюдают за тем, как течет вода по прозрачному желобку.

-Почему вода течет? (Она жидкая.)

-Хотите сами проверить, как течет, движется вода? Сейчас вы будете выливать водичку из маленького ведерка в воронку игрушечной мельницы.

(Дает возможность детям самостоятельно поэкспериментировать, понять, что вода переливается, течет. Дети поочерёдно выливают воду в воронку мельницы)

Что мы наблюдаем? (Колесики крутятся.)

- Почему колеса мельницы крутятся? (Вода течет, движется.)

- Вода движется и заставляет крутится колеса мельницы.)

Вывод: Вода жидкая. Она может течь.

- Водичка, нам всегда приятно слушать, как звучит твой голосок. Послушайте еще раз песенку водички (воспитатель переливает воду из чайника в тазик)

3. Игра «Голосок водички»

Воспитатель: теперь мы знаем, как звучит голосок воды. Сможем его узнать?

Дети: Да.

Воспитатель за ширмой шелестит бумагой или переливает воду. Дети определяют и называют: «вода», «бумага».

4. Игра-эксперимент «Теплое-холодное»

Воспитатель обращает внимание детей на тазики, покрытые салфетками.

- Водичка приготовила нам загадку «Что прячется в тазиках?» (Приглашает детей подойти к ним.)

-Проверим, что там. Осторожно просуньте руку под ткань в тазик.

- Что там? (Водичка.)

-Какая она? (Теплая.)

Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой.

-Воспитатель: а что же тут? (Тоже водичка.)

-Воспитатель: а здесь она какая? (Холодная.)

(Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.)

-Мы разгадали твою задачку, Водичка: ты можешь быть горячей и холодной.

Вывод: вода может быть холодной и теплой.

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

(Воспитатель незаметно меняет грустное выражение лица Водички на веселое)

.-Посмотрите, ребята, наша Водичка улыбается. Теперь она знает, какая она. Помогите мне напомнить ей все, что о ней знаете. (Прозрачная, чистая, бесцветная, жидкая, не имеет формы, течет, может быть холодной и теплой)

Воспитатель дает детям возможность высказать свое мнение. Это позволяет воспитателю узнать степень усвоения детьми нового материала. Но учитывая возраст детей, помогает формулировать выводы.

5. Игры с водой «Водяные человечки»

Цель игры: снять напряжение, достичь положительных эмоций.

Воспитатель предлагает поиграть с «водяными человечкам»: набрать воду в медицинский шприц (получился «водяной человечек») и выпустить его в тазик. Напоминает правила без

опасного поведения (не брать воду в рот, не брызгаться).

Звучит музыка «Копитошка»

3.Конспект НОД в старшей группе.

Экскурсия в природу

«В гости к деревьям»

Цель:

- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

- Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

- Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.

- Закрепить знания детей о липе и березе.

- Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

- А вы знаете, почему листья опадают?

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

- Что вы с ними делаете?

- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

- А летом так бывает?

- А весной так бывает?

- А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: