Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды.
Задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;
- познакомить с новыми свойствами воды (жидкая, течет, не имеет формы, может быть горячей и холодной).
- способствовать развитию слухового восприятия (шум воды, шелест бумаги);
- сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды;
- содействовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
-доставить детям эмоциональное удовольствие от игр-экспериментов с водой.
Материал: прозрачный кувшин с нарисованными глазами и ртом; 2 тазика с горячей и холодной водой, две салфетки, пластиковая бутылка, резиновая перчатка 5 листов бумаги, настольная ширма, стаканчики, желобок, две игрушечные мельницы, ковш, чайник с водой, медицинские шприцы по количеству детей, аудиозапись песни «Капитошка»
Предварительная работа:
• Наблюдения и экспериментирование с водой и мыльной пеной во время умывания, наблюдение за таянием снега во время прогулок.
|
|
игра «Рыбаки и рыбки», игры с водой «Купалочка», стирка кукольного белья, мытье игрушек, занятия по ознакомлению со свойствами воды («Имеет ли вода цвет и запах», «Что растворяется в воде?», «Окрашивание воды», «Замерзание воды», «Тонет-не тонет».
Приемы (формы работы): Вода в кувшине (сказочный персонаж, обследование, сравнение, постановка проблемной ситуации, проведение экспериментов, наблюдение, обсуждение результатов наблюдений и экспериментов, игры с водой «Узнай голосок Водички, «Водяные человечки».
Ход занятия-экспериментирования
Вводная часть
Воспитатель привлекает внимание детей к кувшину с водой с нарисованным грустным лицом.
Налили водичку в кувшин и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот стою я тут и вижу много предметов. Все они разной формы, разного цвета. А я про себя ничего не знаю. Какая же я?
- Не грусти, Водичка, наши дети могут о тебе все рассказать. Скажем ей, какого она цвета. (Бесцветная.)
- А что вы еще можете сказать о том, какая вода в кувшине (чистая, прозрачная.)
- Спасибо, дети. Но вы не сказали мне какая у меня форма? Вот кубик квадратный, мяч – круглый. А какая форма у воды?
-Водичка, мы это сейчас выясним.
Основная часть
1. Выполнение первого эксперимента.
- Как вы думаете, измениться ли форма кубика, если положить его в круглый сосуд? (Она осталась такой же.)
-Почему не изменилась форма кубика? (Он твердый.)
А что если воду из кувшина перелить в круглый сосуд? Проверим. (Наливает воду)
-Какая форма у воды в круглом сосуде (Круглая)
- Какая форма у воды в бутылке? В стакане? В резиновой перчатке? (Переливает воду в разные сосуды.)
|
|
(Воспитатель сливает воду опять в кувшин)
- Вот видишь, Водичка, мы с ребятами выяснили, что вода не имеет формы.
-А почему вода не имеет формы? (Она жидкая)
Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода не имеет формы» (Дети повторяют)
-Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вывод. Вода не имеет формы. Вода жидкая.
-Ты все еще грустишь, Водичка?
-Мне грустно оттого, что нет у меня ни цвета, ни формы.
-Не грусти, зато ты можешь двигаться, течь. Проверим?
2. Выполнение второго эксперимента.
Воспитатель льет воду из чайника в желобок. Дети наблюдают за тем, как течет вода по прозрачному желобку.
-Почему вода течет? (Она жидкая.)
-Хотите сами проверить, как течет, движется вода? Сейчас вы будете выливать водичку из маленького ведерка в воронку игрушечной мельницы.
(Дает возможность детям самостоятельно поэкспериментировать, понять, что вода переливается, течет. Дети поочерёдно выливают воду в воронку мельницы)
Что мы наблюдаем? (Колесики крутятся.)
- Почему колеса мельницы крутятся? (Вода течет, движется.)
- Вода движется и заставляет крутится колеса мельницы.)
Вывод: Вода жидкая. Она может течь.
- Водичка, нам всегда приятно слушать, как звучит твой голосок. Послушайте еще раз песенку водички (воспитатель переливает воду из чайника в тазик)
3. Игра «Голосок водички»
Воспитатель: теперь мы знаем, как звучит голосок воды. Сможем его узнать?
Дети: Да.
Воспитатель за ширмой шелестит бумагой или переливает воду. Дети определяют и называют: «вода», «бумага».
4. Игра-эксперимент «Теплое-холодное»
Воспитатель обращает внимание детей на тазики, покрытые салфетками.
- Водичка приготовила нам загадку «Что прячется в тазиках?» (Приглашает детей подойти к ним.)
-Проверим, что там. Осторожно просуньте руку под ткань в тазик.
- Что там? (Водичка.)
-Какая она? (Теплая.)
Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой.
-Воспитатель: а что же тут? (Тоже водичка.)
-Воспитатель: а здесь она какая? (Холодная.)
(Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.)
-Мы разгадали твою задачку, Водичка: ты можешь быть горячей и холодной.
Вывод: вода может быть холодной и теплой.
6. Заключительная часть. Подведение итогов.
(Воспитатель незаметно меняет грустное выражение лица Водички на веселое)
.-Посмотрите, ребята, наша Водичка улыбается. Теперь она знает, какая она. Помогите мне напомнить ей все, что о ней знаете. (Прозрачная, чистая, бесцветная, жидкая, не имеет формы, течет, может быть холодной и теплой)
Воспитатель дает детям возможность высказать свое мнение. Это позволяет воспитателю узнать степень усвоения детьми нового материала. Но учитывая возраст детей, помогает формулировать выводы.
5. Игры с водой «Водяные человечки»
Цель игры: снять напряжение, достичь положительных эмоций.
Воспитатель предлагает поиграть с «водяными человечкам»: набрать воду в медицинский шприц (получился «водяной человечек») и выпустить его в тазик. Напоминает правила без
опасного поведения (не брать воду в рот, не брызгаться).
Звучит музыка «Копитошка»
3.Конспект НОД в старшей группе.
Экскурсия в природу
«В гости к деревьям»
Цель:
- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
- Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.
- Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.
- Закрепить знания детей о липе и березе.
- Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
|
|
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
- А вы знаете, почему листья опадают?
- Нравятся ли вам цветные листочки?
- Любите ли вы их собирать? Почему?
- Что вы с ними делаете?
- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
- А летом так бывает?
- А весной так бывает?
- А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.