История и набожность

К «современной набожности» примыкало распространенное в Италии явление – «оссерванца» \соблюдение \, которое побудило монашеские ордена вернуться к соблюдению первоначальных уставов для увеличения своего социального веса \15век\. В сакральном искусстве это привело к усилению дидактического и религиозного элементов. Тенденция к рационализации решения пространства и композиции должна была приспособиться к требованиям новой образности и новой выразительности, которые соответствовали стремлению верующего к соучастию в изображенном священном событии. Примеры: фрески Беато Анджелики \1395-1455\ в монашеских кельях монастыря Сан Марко во Флоренции, «Тайная Вечеря» Леонардо в трапезной Санта Мария делла Грацие в Милане. Культ Непорочного Зачатия у францисканских «оссервантов» привел к загадочной иконографии «Мадонны в скалах» Леонардо \ монастырь Сан Франческо Грагде\. Для монастырей долины По и альпийской зоны характерны дидактические циклы Страстей, написанные под влиянием северной графики \гравюры Альбрехта Дюрера\, построенные по одному иконографическому принципу.

«Оссерванца» у августинцев способствовала возникновению шедевров живописи и архитектуры: Санто Спирито во Флоренции, миланская церковь Санта Мария Инкороната, Санта Мария делла Грацие в Граведоне, предполагается, что иконографический проект потолка Сикстинской капеллы, расписанный Микельанджело, принадлежал августинцу.

Исторические события оказали влияние на искусство и архитектуру. Завершение авиньонского периода изгнания и возвращение папского престола в Рим стало результатом сложного соборного движения: Констанцский собор, 1414 –18, Базельский, 1431-37, Ферраро-Флорентийский, 1437-39; -где догматические проблемы переплетаются с политическими \ национальное движение в Богемии, еврейский вопрос в Испании, попытка подчинить папской власти восточные конфессии\. Отсюда часто повторяющийся мотив евхаристии: «Мистический агнец» Братьев ван Эйков для собора Святого Бавона в Генте, сенский полиптих Сассетты \1423-1424\, «Тайная вечеря» Диркаа Боутса для церкви Святого Петра в Лувене и Иоса ван Гента для дворца Федерико Монтефельтро в Урбино.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: