Высокое Возрождение

В 16 веке в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура, не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам. В период Итальянских войн и утверждения династии Валуа и Габсбургов ускорилось распространение по всей Европе искусства Высокого Возрождения и маньеризма, приведшего в дальнейшем к развитию барокко.

Новейшая историография выявила в переходе от 15 века к 16 многочисленные черты преемственности. Раньше делали вывод о резком переходе к новой эпохе, определяемой как «современность». Вспомним географические открытия \Америка, 1492\, исторические события, предопределившие конец автономии итальянских государств, имперские притязания французских королей и Габсбургов, начало протестантской реформы, расширение границ мира, невиданный расцвет культуры. Фрески Рафаэля \1483-1520\ в Станца делла Сеньятура и плафон Сикстинской капеллы Микеланджело \1475-1564\ вобрали весь предыдущий опыт, но потрясение, чувство абсолютной новизны, испытанное зрителями не было литературным вымыслом. Распространение по Европе римского Возрождения после смерти Рафаэля и разграбления Рима \1527\ было явлением сложным и противоречивым. Художественная культура нуждалась в самоосмыслении. Вазари, сравнивая Раннее Чиквеченто и Кватроченто, пишет: «В живописи правило было лишено свободы …чье наличие не вносило бы путаницы и не нарушало бы строя, нуждавшегося в обильном измышлении разных вещей». Рисунку «требовалась изысканная, податливая легкость, дабы изображение уподобилось плоти и всему живому… Не хватало там также обилия красивых одежд, причудливого разнообразия украшений, неопределенности колорита, единообразия в изображении зданий и разной удаленности в пейзажах». Все это пришло с Леонардо и привело к Микеланджело – абсолютной вершине «современной манеры» для Вазари \16век\ и признаку противоречивости Возрождения для Буркхардта \19век\.

Рим –столица Возрождения.

В Неаполе, Милане и Флоренции пошатнулись самые могущественные дворы. Рим, возглавляемый Юлием П и Львом Х, собирает художников, оказавшихся не у дел. Первым приезжает Браманте, работавший в Милане при дворе Лодовико Моро, где он познакомился с Леонардо и Лукой Пачоли. В 1504 году Юлий П поручает ему возродить проект перестройки базилики Святого Петра. Зодчий предлагает центрально-симметричный план с куполом посередине \ пример: «темпьетто» – маленький храм –Сан Пьетро в Монторио, настоящий mantirion – надгробие мученика - первых христиан \. В 1506 году был заложен первый камень собора. Найденный античный «Лаокоон» побудил ваятелей вступить в соревнование с древними: «Вакх», «Давид», «Пьетта» Микеланджело. Флоренция принадлежит идея противопоставления гениев в Салоне Чиквеченто палаццо Синьории «Битвы при Кашине» Микеланджело и «Битвы при Ангьяри» Леонардо, которая не была осуществлена, но как миф вошла в историю.

Рафаэль и Микеланджело.

В эти годы особой активностью отличается Браманте, который способствует переезду в Рим Рафаэля, ученика Перуджино, работавшего вместе с Пинтуриккио. Юлий П заказывает Микеланджело проект надгробного памятника \от него сохранились группа «Моисей» и серия «Пленники» \ для собора Святого Петра. Здесь заложена идея формы, драматически высвобождающаяся из материи, чтобы выразить величайшее устремление человека к самореализации. Папа хотел предоставить равные возможности двум великим мастерам: Рафаэлю – Станцы, Микеланджело – свод Сикстинской капеллы.

По мнению Буркхарда, цикл Рафаэля – это идеальный образ гармонического явления истины в динамике, охватывающей все истоические эпохи от античности до современности и являющей их в торжествующих и завершенных образах: философской \»Афинская школа»\, теологической \»Диспут о таинстве причастия»\ и поэтической \»Парнас»\. Методы Рафаэля: простые и непосредственные связи между цветом и композицией, которые определяются порядком, мерой и мягкой манерой.

О Микеланджело, который выбрал сложное сопряжение персонажей и библейской истории, Вазари писал: «Новизна и изобретение поз, изящество очертаний, прекраснейшие и прихотливые ракурсы, разнообразие чувств», – все, что может выразить драматизм стремления человеческой свободы к осуществлению на Богом предначертанном пути, явленном в ходе истории. Невиданная прежде стереометрия и дерзкие композиционные решения трактовали человеческое тело в духе достижений скульптуры того времени, а к этому добавлялось удивительное освещение и чистый, сочный, контрастный хроматизм. Вазари утверждает, что Рафаэль, тайком приведенный Браманте в Сикстинскую капеллу, сразу же резко поменял свою манеру. Многие черты флорентийского маньеризма легче понять в свете того изумления, которое испытали современники, увидев в 1512 году этот свод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: