Дворец

Наиболее значительным жилым зданием, построенным в Риме первой половине 17 века, был палаццо Барберини \арх. Карло Мадерна, Борромини\. Н – образный план указывает на то, что дворец строится по типу виллы; основному корпусу здания с портиком и лоджиями предшествует двор, обрамленный двумя короткими крыльями. Тем самым акцентируется продольная ось, на которую последовательно нанизываются овальное помещение и сад. В дальнейшем римское градостроительство главную роль отвело фасадам. Палаццо Монтечиди Святых Апостолов \1664-7\; его фасад представляет центральный выступ с пилястрами на высокой базе, сильно выдающимся вперед антаблементом и балюстрадой, которую предполагалось украсить статуями. На этот образец ориентированы венские постройки: дворец Лихтенштейнов \доминико Мартинелли \ 1650-1718\, городская резиденция принца Евгения Савойского и дворец Баттиане \арх. Фишер фон Эрлах\. Во Франции получила распространение модель палаццо Барберини благодаря Бернини, куда зодчий был приглашен в 1665 году для расширения Лувра. \ Два расположенных друг над другом салона, подчеркнутых снаружи сильно выдающимся вперед эллиптическим объемом между двумя вогнутыми крыльями. Эта идея как и следующая не получили признания \. Комиссия в составе Шарля Лебрена \1619-1690\, Луи Лево \1612-70\ и Клода Перро \1613-88\ настаивает на классической ориентации французского искусства и предлагает сооружение Колоннады1667-1673\ с восточной стороны дворца.

Французский Hotel particulier \особняк \ связан с городом через полуоткрытый двор, само здание располагается в глубине. На протяжении века типология здания стремится к симметричному плану, буквой U огибающему двор: отель де Сюлли Жана Андруэ дю Серсо.

Живопись в Италии. Основы живописи барокко были заложены в Риме в последнее десятилетие 16 века, в ней сразу наметились две тенденции: классическая, связанная с именем Аннибале Карраччи \1560-1609\, и реалистическая, выраженная в творчестве Микеланджело Меризи да Караваджо \1571-1610\. Между этими полюсами 17 века проявлялись фантазия и стилистическое новаторство европейских художников, стремившихся к взаимопроникновению разных видов искусства, непосредственности эффекта иллюзии и поиском выразительных средств, связанных с повседневной реальностью и натуральностью изображения.

Аннибале Карраччи, приехал в Рим в 1595 году расписывать галерею палаццо Фарнезе. Он следовал композиционной схеме плафона Сикстинской капеллы Микеланджело и живописи Рафаэля \вилла Фарнезина \. В цикле, посвященном любви богов, чувствуется влияние Корреджо: сентиментальный язык с неповторимой атмосферой, достигаемой через изучение природы и действительности. Поэтика Аннибале определяется поиском идеала красоты, не только не отделимого от конкретной натуры, но гармонично слитого с ней в единое целое, в величие своем стремящееся не уступать древним и современным классическим образам. К классической манере принадлежат: Франческо Альбани \1578-1660\, Доминико Дзампьери по прозвищу Доминикино \1581-1641\, ставшего воплощением лирической тенденции в классицизме, Джовани Франческо Барбьери по прозвищу Гверчино \1591-1666\, чье творчество характеризуется меланхолической трактовкой античных сюжетов, Гвидо Рени \1575-1642\, непревзойденный мастер ученой, безупречной живописи.

Караваджо приезжает в Рим в 1593 году и создает образцы антиакадемической живописи – натюрморты и жанровые сцены, которым придает новое содержание, облаченное в натуралистическуб форму, поражающую остротой оптического эффекта Цикл капелл Контерелли \- 1602\ и Черази \-1601\ рассказывают эпизоды Священной истории как жестокую и грубую реальность. Подчеркивая это резкими светотеневыми контрастами и отсутствием утешительных образов, Караваджо создает художественный язык, обладающий разрушительной силой. Мастер изыскивает все более драматичные и точно выверенные световые решения, которые становятся ориентиром для целой плеяды художников Италии и Европы, определяемых термином «караваджисты». Караваджо открыто противостоит братьям Карраччи, сила которых в доскональном знании классических и ренессансных образцов. Но именно энергичное и дерзкое использование света и тени для передачи общей атмосфферы, образов и чувств вопреки академическим правилам и вызывает восхищение современников. Неополитанец Баттистелло Караччоло\1570-1637\ наиболее старательный его последователь. Хусепе де Рибера \1591-1652\ из Валенсии вносит собственную трактовку: он делает ставку на подражание действительности, не останавливаясь перед гротеском и уродством, нарушая все правила декоративности и высвечивая суровость самой неприглядной реальности.

Художники Доменикино, Рени, Джовани Ланфранко, Массимо Станционе и Бернардо Каваллино вызывают классическую волну, которая получает откровенно барочное и монументальное воплощение в творчестве Матиа Прети \1613-1699\ и Луки Джордано \1634-1705\.

Третий путь развития барочного языка открывает в Риме Пьетро да Картона \1596-1669, росписи галереи палаццо Барберини\. Историко – династическая аллегория благодаря иллюзии открывающегося за архитектурным карнизом неба сливается воедино с природой, дерзко введенной в пространство зрителя, а эпизоды божественной и светской истории переплетаются в сюжете «Триумфа Божественного Проведения».

Традиция иллюзии находит блестящее воплощение в работах Джован Батитисты Гаулли \церковь Джезу, 1672-1683\ и Андреа Поццо \церковь Сант- Иньянцио,1682-1694\ - мастеров декоративной выразительности, которая перешла в 18 век и принесла разделение жанров: натюрморт – специфика голландской традиции, жанровая живопись \в частности «bambocciate» –ребячество, глупость \, марина, пейзаж и «парадный» портрет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: