Итальянская скульптура

Под влиянием Микеланджело развивается творчество ломбардского мастера Стефано Мадерны \1576-1636\, одного из первых барочных скульпторов. Для алтаря «Святая Цецилия» \Рим, Санта Чечилия ин Трастевере, 1601\ характерны тот патетический порыв, та непосредственность эффекта, сочетающего в себе реализм и идеализацию, достоверность и театральность, из которых складывается фундаментальная линия пластического языка барокко.

Решающий шаг на пути утверждения нового языка был сделан скульптором из Тосканы Моки \1580-1654\, автором групп «Ангел Благовещения» и «Мадонна Благовещенья», где гладкость полировки поверхности, смелость композиции и речитатив жестов знаменуют конечный пункт развития рафинированной поэтики маньеризма и определяют вехи нового стиля. Начиная со знаменитого конного памятника герцогу Рануччо Фарнезе \1612-1620, Пьяченца, площадь Кавалли\, Моки отступает от ориентации на ренессансные и позднеманьеристские образцы, предлагая новую схему, впоследствии взятую за основу Бернини и европейской монументальной скульптурой.

Бернини создает для загородной виллы кардинала четыре группы: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», Аполлон и Дафна», которые кодифицировали основные черты скульптуры 17 века: динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, виртуозная имитативность, расчет на восприятие скульптуры с разных точек зрения, эмоциональное и пространственное вовлечение зрителя.

Художественный язык Бернини унаследовали ученики, работавшие вместе с учителем над пластическим убранством Санта Мария дель Пополо \с 1655\: Эрколе Феррата \1610-1686\, Антонио Раджи \1624-1686\, Паоло Нальдини \1619-1691\, а также Козимо Фанчелли \1620-1688\, Пьетро да Кортона. После смерти Феррата и Раджи развитие римской скульптуры вышло за рамки эстетики 17 века и, пойдя по пути безудержной прихотливой фантазии, вписалось в контекст рококо.

Повышенной эмоциональности языка Бернини и Конторна и смелым фантазиям Борромини другие скульпторы противопоставили новые требования меры, равновесия и рационального контроля: наметился возврат к классическим ценностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: