Теоретики стиля

Иоганн Иоахим Винкельман \1717-1768\ в «Мыслях о подражании греческим образцам» \1755\ и в «Истории искусства древности» \1764\ первым обращается при изучении античного искусства к научно-историческому методу. Классическое искусство – идеал прекрасного: «в застывших позах древнегреческих фигур \можно обнаружить\ великую уравновешенную душу». Горе воплощено в изумленном оцепенении Ниобеи. Страдание – в стоических усилиях Лаокоона сдержать вырывающийся крик. О «Бельведерском торсе» Винкельман пишет: «На первый взгляд это бесформенный камень, но если ты способен проникнуть в тайны искусства, перед тобой откроется настоящее чудо».

Тело Аполлона Бельведерского – символ гармонии; в нем, как и в «телах прекрасных юношей с мягкими формами евнухов, сублимирована полнота человеческой красоты, восходящей к божественной». Молодость «более нежели мужественная зрелость» служит источником красоты, «которую можно сравнить с водой из источника: чем меньше в ней вкуса, тем меньше и примесей, а значит, она более целебна». Аполлон Бельведерский – символ двуполости, лишенной чувственного оттенка. Платон стремился проникнуть в глубь вещей, Винкельман искал смысл прекрасного в мраморе6 квинтэссенция красоты – в гармоничных изгибах, определяющих форму. О цвете – совершенству соответствует только белизна. Эстетический идеал эпохи – слова «о благородной простоте и спокойном величии».

Винкельман заставил своих современников по-новому взглянуть на всю древнегреческую цивилизацию, заявив, что истинный талант – в умении интерпретировать.

Антон Рафаэль Менгс \1728-1779\ считал, что красота есть совершенное выражение идеи, ибо искусство превосходит природу, которая служит материалом для создания идеала в живописи, поскольку из нее выбирается самое прекрасное. «Парнас» Менгса \1760-1\ - это манифест, основанный на его теории. У древних греков он берет красоту, у Рафаэля – экспрессию, композицию, драпировку, у Кореджо – светотень и чувство изящного, у тициана – цвет. Его «Размышления о красоте и вкусе в живописи» увидели свет в 1762 году.

Франческо Милициа \1725-1798\ считал, что следует «выбирать самые красивые элементы природы и соединять их, создавая совершенное целое», - некий правдоподобный образ, основанный на личном восприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: