Мастера стиля. Неоклассические живописцы

Жак-Луи Давид \1748 1825\ - активный участник революции, друг Робеспьера. Депутат Конвента, голосовал за смертную казнь короля. Его картины, написанные под влиянием античной культуры, утверждают строгую мораль, сдержанность чувств, суровость. Сын небогатого торговца, выходец из мелкобуржуазной среды. С 1775 по 1780 живет в Риме, где занимается изучением античной скульптуры и картин Рафаэля. В 1784 году приезжает в Рим, чтобы написать «Клятву Горациев», которая утверждала общечеловеческие качества мужество, достоинство, долг, патриотизм. В решении Национального собрания, поручившего написать Давиду «Клятву в Манеже для игры в мяч», говорилось: «Чтобы обессмертить наши идеи, мы выбираем того, кто создал «Брута» и «Клятву Горациев», - французского патриота, чей гений предвосхитил Революцию». В 1804 году – он «первый художник» Наполеона. Свои дни заканчивает в Брюсселе, откуда незадолго до смерти, тщетно надеясь получить от короля разрешение вернуться на родину, пишет своему ученику Жану-Антуану Гро: «Все, что я должен был сделать для Франции, я сделал: создал блестящую школу; мои произведения как классические образцы будет изучать вся Европа. Свой долг я выполнил, пусть же и правительство выполнит свой».

«Смерть Марата» не воспринималась как изображение реального современника, но ассоциировалась с христианскими мучениками. Картина «Похищение сабинянок», написанная в тюрьме, воспринималась как призыв к примирению. НО, Марио Прац усматривает в римских и греческих персонажах Давида откровенную уступку чувственным наслаждениям \ «Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями», 1824\, в них проявляется не только человеческое достоинство, твердость духа, выражение революционных чувств или стремление раствориться в мирен героической эпохи, но и упущенный человеком шанс: «Пророческое проведение Давида в том, сто он выразил оцепенение, даже окаменение человека в преддверии своего упадка, перерождения, погружение в такую реальность, где он больше не будет почитаться за царя земли».

Андреа Аппиани \1754-1817\ -придворный художник Наполеона в Италии. С 1803 по 1807 год возносил хвалу императору, расписывая его изображениями панели зала Кариатид Королевского дворца в Милане. У Аппиани резкие светотени в манере Караваджо, строгая цветовая гамма контрастируют с нежными тонами и чувственной мягкостью фигур. В пространстве одного полотна взаимодействуя сосуществуют два неоклассических приема - монументальность и миниатюрность.

Пьер – Поль Прюдон \1758-1823\ - современник и атипод Давида. Увлеченный Корреджо и Леонардо да Винчи, он воспринимает его сфумато, изящество и негу и своей утонченностью, волнующей интимностью, воздушной трактовкой форм и безукоризненной композицией предвещает наступление романтизма.

Итальянский неоклассицизм.

Плодотворное содружество Андреа Аппиани, архитектора Джузеппе Пьермарини \1734-1808\ и декоратора Джокондо Альбертолли \1742-1839\ приводит к зарождению ломбардского варианта неоклассицизма. В 1805 году в Палаццо Брера \Милан \ открывается публичный музей, который вместе с картинной галереей, библиотекой и Академией изящных искусств, возглавленной художником Джузеппе Босси \1777-1815\, становится центром художественной жизни Италии 19 века.

Антонио Канова \1757-1822\ создает надгробный памятник папе Клименту 14, иллюстрирующий тезис Винкельмана о благородной простате и спокойном величии, но по сути Канова остается сыном Бернини и эпохи барокко: в мраморе Кановы пульсирует сама жизнь \Марио Праца \.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: