Культура как предмет научного познания.
Вводная лекция. Процесс становления научного знания о культуре. Культура как мир человеческих смыслов.
Становление научного знания о культуре.
Культурные модели.
Культура как мир человеческих смыслов.
Подходы к изучению и методы исследования культуры.
Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.
Теории развития культуры.
Становление научного знания о культуре.
Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, культура явление не природное, а созданное человеком и является одной из форм человеческой деятельности.
В своем «Толковом словаре» В. Даль дает шесть определений культуры:
- культура как совокупность достижений человечества в производственном,
- общественном, умственном отношениях;
- как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху;
- просвещение, образование, начитанность;
|
|
- разведение, выращивание, культивирование растений;
- выведение новых культур растений;
- микроорганизмы.
Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры. В ХХ веке появились новые аспекты:
Технологическая - фиксирует способ осуществления производственной деятельности;
Эвристическая – определяет творческий потенциал деятельности;
Информационная – накопление информации, способ ее получения, распространения;
Семиотическая – составляет совокупность знаковых систем, в которых информация кодируется, транслируется;
Гуманистическая – способность общества реализовать сущностные силы человека.
Альберт Швейцер (ученый, музыкант) выделят важный признак культуры – служить совершенствованию индивида и человечества.
Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2).
Человек – это природное существо. Культурный человек – это личность, овладевшая культурным наследием человечества (знаниями умений, навыков, идеалов), уровень которого проявляется в способах деятельности, поведения, мышления и богатстве приобретенных человеческих качеств.
Общество состоит из людей. Культура общества определяется степенью его развития, уровнем «очеловечивания» - степенью удаленности от животного состояния, общественными идеалами и их реализацией.
«Культура (лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявления.
|
|
Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества». Философская энциклопедия.