Искусство полифункционально. Основные функции:
1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность)
2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение)
3. Художественно-концептуальная (философичность, или искусство как анализ состояния мира)
4. Предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание)
5. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и общение)
6. Воспитательная (искусство как катарсис; формирование целостной личности)
7. Внушающая (воздействие на подсознание)
8. Эстетическая (формирование творческого духа и ценностных ориентаций)
9. Гедонистическая (наслаждение).
Природа человека биосоциальна. Следовательно необходимы материальные артефакты культуры и духовный стержень – суть общества. Человек создает мир вещей и мир идей, он же является и их потребителем. Т.о. человек – единственный субъект культуры. Человек создает культурную среду, которая и формирует человека. Человек – исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в культурное поле. Отличительная особенность человека – это наличие двух реальностей: физической и духовно-культурной (вторая природа), которая будет существовать только при условии существования самого человека.
|
|
Культура – сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий: декоративное искусство, образование, танцы, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы, число, личное имя и др.
Развитие культуры сопровождается развитием ее самосознания. Суть культуры как единого процесса выражена в мифах, эпосе народов, в учениях мыслителей и философских школах. Принято выделять этапы становления научного знания о культуре:
1. донаучный \до возникновения науки Нового времени \ - содержит стихийные представления о цикличности культурно-исторического процесса;
2. научно-исторический \до середины Х1Х века \ - характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей;
3. научно-философский – исследуются основания и причины развития. Это философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления.