Имени Н. А. Римского-Корсакова»
Методическое пособие
по
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОД.02.01
Краткий курс лекций
преподаватель Солодкова Т.М.
2014 г.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Часть 2
Методическое пособие для студентов музыкального училища.
ЛЕКЦИЯ № 5. Русская культура XVII в.............. 4
1. Общие тенденции русской культуры XVII в.....
2. Литература, образование, наука...............
3. Живопись XVII в............................
4. Портретный жанр...........................
5. Русская архитектура XVII в...................
6. Подъем гражданской архитектуры.............
ЛЕКЦИЯ № 6. Культура эпохи Петра Великого...... 7
1. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого
2. Образование, наука..........................
3. Литература и театр..........................
4. Быт русского народа.........................
5. Живопись 1700—1725 гг......................
6. Зодчество 1700—1725 гг......................
ЛЕКЦИЯ № 7. Культура России 1725—1800 гг........ 9
1. Общая характеристика культуры
эпохи «дворцовых переворотов»
и екатерининского правления..................
|
|
2. Образование................................
3. Наука......................................
4. Литература и общественная мысль. Театр......
5. Живопись..................................
6. Архитектура, скульптура.....................
ЛЕКЦИЯ № 8. Золотой век русской культуры.1я половина... 12
1. Общая характеристика культуры данного периода..
2. Развитие образования, литературы
и науки......................................
3. Литература и общественная мысль............
4. Театр......................................
5. Живопись..................................
6. Архитектура и скульптура....................
ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века..... 17
1. Общая характеристика эпохи.................
2. Образование................................
3. Наука......................................
4. Литература и общественная мысль............
5. Музеи. Театр. Музыка.......................
6. Живопись..................................
7. Архитектура и скульптура....................
ЛЕКЦИЯ № 10. Русская культура серебряного века........ 21
1. Общая характеристика культуры серебряного века...............
2. Образование и наука.....................
3. Литература. Театр. Кинематограф..........
4. Живопись................................
5. Архитектура и скульптура.................
ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20—30х гг. XX в...25
1. Общая характеристика эпохи...............
2. Образование и наука. Спорт................
3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр...
4. Живопись.................................
5. Архитектура и скульптура....................
Пособие по дисциплине История мировой культуры предназначено для студентов музыкального училища им. Н.А. Римского - Корсакова. Оно содержит
Краткий конспект лекций, соответствующий тематическому плану. Информация, приведенная в пособие, не является исчерпывающей, но позволяет структурировать знания при подготовке к тестированию и зачетам. Дополнительный материал имеется на сайте преподавателя http://imk-solo.ucoz.ru, и кабинете ИМК в электронной форме.
|
|
Студенты могут использовать при выборе тем для самостоятельных и творческих работ.
ЛЕКЦИЯ № 5. Русская культура XVII в.
Общие тенденции русской культуры XVII в.
XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, — начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн,
продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.
Литература, образование, наука
Расцвет русской общественной мысли 1й четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Самым ярким представителем в официальной литературе XVII в. был монах Симеон Полоц
кий. Народнообличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Автор был вдохновителем движения старообрядцев и проповедовал идеи древнего благочестия. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей. Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении — к концу века каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. При этом обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Обучались мужчины. Грамотных женщин было немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. Встал вопрос о заведении школ. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г. — Славяно- греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины. Значительно расширился круг чтения. От XVII в. Сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них наряду с церковными все больше светских:
1) летописей и хронографов;
2) повестей и сказаний.
У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках. Приезжало в Россию и много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. Они жили на окраине Москвы в Немецкой слободе, которую столичные жители прозвали Кукуем (Кокуем). Смотрели на них с жадным любопытством и страхом: танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин были непривычны для русского человека.
Развивалось и научное знание. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их «малиновый звон». Столь же успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий. При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.