Обзор основных законов и закономерностей обучения

Рассмотрим, какие законы и закономерности действуют в процессе обучения.

В обучении находят проявление общие законы диалек­тики и специфические педагогические законы.

К общим законам диалектики относятся: закон един­ства и борьбы противоположностей, закон перехода коли­чественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

В процессе обучения действует закон единства и борь­бы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следстви­ем новых социальных условий, изменившихся возможнос­тей личности, сложившейся образовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшими­ся представлениями и взглядами на процесс обучения. Это в свою очередь требует изменения содержания, технологии процесса обучения.

Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения также проявляется в процессе обучения. Все Качественные характеристики личности (убеждения, моти­вы, установки, потребности, ценностные ориентации, инди-


видуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений.

Переход количества в качество соответствует механизм закона отрицания отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения).

Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и них к ясным понятиям.

Немецкий педагог Э. Мейман обосновал несколько специфических законов:

^ развитие индивидуума с самого начала определяете в преобладающей степени природными задатками;

^ ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;

^ душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно.

Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И.П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения.

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образов тельному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности:

• цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей

1 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. 1999.


уровня развития и возможностей педагогической на­уки и практики;

• содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практи­ки обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

• качества обучения. Качество обучения зависит от про­дуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого матери­ала, организационно-педагогического воздействия обуча­ющих, обучаемости учащихся, времени обучения;

• методов обучения. Эффективность дидактических ме­тодов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-техни­ческого обеспечения, организации учебного процесса;

• управления обучением. Продуктивность обучения за­висит от интенсивности обратных связей в системе обуче­ния, обоснованности корректирующих воздействий;

• стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; вне­шних (общественных, экономических, педагогических) сти­мулов.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным от­носятся закономерности процесса обучения:

• собственно дидактические (результаты обучения зави­сят от применяемых методов, средств обучения, професси­онализма преподавателя и т.д.);

• гносеологические (результаты обучения зависят от по­знавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.);

• психологические (результаты обучения зависят от Учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости вни­мания, особенностей мышления и т.д.);

• социологические (развитие индивида зависит от раз­вития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуаль­ной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.);


 

 


• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: