double arrow

Понятие закона, закономерности и принципа обучения

Проблема законов, закономерностей и принципов обу­чения является одной из наиболее актуальных в педагоги­ке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествля­ются законы и закономерности.

Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.

Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон — это необхо­димое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внут­ри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их Целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон — это категория, обозначающая объективные существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся


связи между явлениями образования, компонента» педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда), то эти связи выражают закономерности.

В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализаций закона в обучении.

Закономерности обучения — это устойчиво повторя­ющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содер­жат непосредственных указаний для практической дея­тельности, а являются лишь теоретической основой для(разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) — э основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы ученого процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время они носят субъективный характер, та, как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.


Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Отдельные стороны применения тех или иных принци­пов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.

Правила обучения — это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает твор­ческую инициативу обучающего. Однако категоричное от­рицание правил обучения является неправомерным. Прак­тический опыт чаще всего закрепляется в правилах, поэтому им надо следовать, но подходить творчески.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: