Компонентами целостного педагогического процесса, как отмечено выше, являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности.
Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и другие ученые.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos — поучающий и (Мазко — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»).
|
|
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в труд «Великая дидактика» назвал эту науку «всеобщим искусством всех учить всему», включив в ее структуру, однако, воспитание. Немецкий педагог И. Ф. Гербарт в начале ХX. придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.
По мере развития педагогики дидактика все более кон4 центрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в это понятие.
Дидактика — это наука об обучении и образовании, и целях, содержании, методах, средствах и организационных: формах.
В.И. Андреев считает, что и такое определение являете недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в последние годы в педагогике все более последовательно и обстоятельно проводится мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, выходит на уровень технологии обучения. Поэтому боле, полным, считает автор, будет следующее определение: дидактика — это наука о теориях образования и технологи обучения.
|
|
Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы,
организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач.
Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).
Как наука дидактика занимается разработкой проблем:
• для чего учить (цели образования, обучения);
• кого учить (субъекты обучения);
• какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения);
• чему учить (содержание образования, обучения);
• как учить (методы обучения);
• как организовать обучение (формы организации обучения);
• какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.);
• что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения);
• как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки результатов обучения).