Обучение как дидактический процесс

Рассмотрение данного вопроса следует начать с выясне­ния сущности педагогических категорий «обучение» и «про­цесс обучения». Иногда их рассматривают как тождествен­ные понятия. Но это не всегда так. Понятие «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» (или «учебный процесс») — это развитие процесса во вре­мени и пространстве, последовательная смена его этапов.

Долгое время под процессом обучения в основном по­нималось только преподавание, т.е. деятельность учителя, cо временем более широкий смысл стали вкладывать в Данное понятие, уделив особое внимание деятельности Учащихся.

„Процесс обучения — сложный процесс объективной Действительности. Он включает в себя большое количе-


ство разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Поэтом трудно дать полное и всестороннее его определение. Российской педагогической энциклопедии под процессе обучения понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»1.

Ю.К. Бабанский считает: «Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, ходе которого решаются задачи образования учеников»2.

Более емкое определение данному понятию дает И.П. Подласый: «Процесс обучения — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями»3.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что процесс, обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних.

Процесс обучения носит двусторонний характер. Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятель­ности: преподавание — обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение деятельность учащихся по усвоению знаний. Связующим звеном между ними служит содержание образования, кото­рое опосредствует совместную деятельность.

В основе обучения лежат знания, умения и навыки, представляющие для преподавателя базовые компоненты содержания данного процесса и воспринимаемые ученика­ми в качестве продуктов усвоения.

Важнейшим элементом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществ­ляя те или иные учебные действия либо учебную деятель­ность в целом. К учению побуждает множество мотивов

1 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.

2 Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М, 1988.

3 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.


различного свойства, каждый из которых выступает не изо­лированно, а во взаимодействии с другими. Среди интел­лектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Их развитию способствует высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: