Устный опрос
Формы контроля.
Методы контроля эффективности педагогического процесса.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся и педагогической работы учителя.
Педагогические требования к организации контроля за деятельностью учащихся:
- индивидуальный характер контроля;
- систематичность, регулярность проведения;
- разнообразность форм проведения;
- всесторонность;
- объективность;
- дифференцированный подход;
- единство требований учителя.
Виды устного опроса по формам:
Индивидуальный – выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.
Фронтальный – требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала, при котором от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места.
Виды письменного контроля.
Индивидуальный – отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам.
Фронтальный – задание дается всем учащимся.
Практический контроль (лабораторный) – применяется для проверки выполнения заданий практического характера.
Программированный контроль – учащимся предлагается из нескольких возможных ответов выбрать правильный.
Самоконтроль – осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний; предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Виды контроля по этапам обучения:
Предварительный – направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.
Текущий – осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
Тематический – осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.
Итоговый – проводится в конце четверти полугодия, учебного года.
4.7. Формы обучения.
Форма [65] обучения - внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса.
Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям:
• количество учащихся (массовые, групповые, микрогрупповые, индивидуальные);
• место проведения (аудиторные, внешкольные, внеаудиторные);
• продолжительность учебных занятий и др.
Традиционной считается классификация форм обучения по виду учебных занятий:
• общеклассные (или фронтальные);
• групповые (или бригадные);
• индивидуальные.
Практика показывает, что опытный учитель сочетает разные формы обучения в зависимости от поставленной дидактической цели.
Наиболее распространенной формой обучения в школе является урок.
4.8. Виды обучения.
Метод сократической беседы. Учитель постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа вел мысль ученика по пути познания.
Догматическое обучение. Широко распространилось в средние века, главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание.
Объяснительно-иллюстративный метод, основными средствами, используемыми в методе является объяснение и наглядность. Ученики слушают и запоминают, чтобы безошибочно воспроизводить изученный материал.
Недостаток - преподнесение готовых знаний, освобождение учеников от самостоятельного мышления при их освоении.