Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

•^ в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);

•^ для решения любых воспитательных задач (нравственно­го, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);

•^ разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);

•^ для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования ме­тодов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов — это построенная по определен­ному признаку система методов, способствующая выявле­нию в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить ме­тоды. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

• методы формирования сознания (беседа, рассказ, пут, лекция, пример);


• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требова­ние, общественное мнение);

• методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлага­ется следующая классификация методов воспитания, бази­рующаяся на изменениях:

•^ деятельности и общения (введение новых видов дея­тельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);

•^ отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллек­тива, изменение неформальных межличностных отношений);

•^ компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перс­пектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. За­дача воспитателя — выбрать наиболее логичные и эффек­тивные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

• убеждения;

• упражнения;

• поощрения;

• наказания;

• примера.

В практической реальной деятельности методы высту­пают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения. Убеждение — это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чув­ства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует диф­ференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю вос­питанника, конечной целью применения которого и являет­ся формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, моти­вы поведения и действий. Важно понять, чем человек руко-


водствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помо­щью этого метода раскрываются нормы поведения, доказыва­ется необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанни­ка уверенности в правильности того или иного знания, ут­верждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника опре­деленную информацию, сформировать уверенность по от­ношению к ней. Убежденность в правильности идеи фор­мируется в процессе практической деятельности человека. Как приемы убеждения воспитатель может использо­вать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Рассказ (информационный метод убеждения) _ это последовательное изложение фактического материала, осу­ществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последователь­ность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитан­ников. При необходимости доказательства правильности ка­ких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанни­ка и закладывать основы его убеждений.

Беседа — это вопросно-ответный метод активного взаи­модействия воспитателя и воспитанников. Для эффектив­ности результата воспитателю важно продумать систе­му вопросов, подводящую воспитанника к правильным вы­водам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эврис­тический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспи­танника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д.

Беседы могут проводиться с одним воспитанником (инди­видуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спла­нированными и срочными (по следам события, поступка).

А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании «отсроченные» беседы (например касающиеся поступка


воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное). Требования, предъявляемые к беседе:

•^ ее материал должен быть близок детям, их опыту, вы­зывать интерес, волновать их;

•^ необходимо так строить вопросы, чтобы заставлять воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу;

•^ в ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам;

•^ продолжением беседы должна быть деятельность вос­питанников по реализации утвержденных норм поведения.

Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активи­зации воспитанников с целью выработки у них умения вес­ти полемику, защищать свои взгляды, с уважением отно­ситься к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Алгоритм проведения диспута может быть следующим:

• обоснование темы;

• обсуждение материала, высказывание воспитанника­ми суждений;

• самостоятельные выводы и обобщения;

• заключительное слово воспитателя, в котором он фор­мулирует выводы, намечает конкретную программу деятельности.

Условия эффективности диспута:

•^ тема диспута должна волновать воспитанников, быть связной с их переживаниями и поступками;

•^ в коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;

•^ диспут должен быть тщательно подготовлен (прове­дено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.);

•^ на диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение.

Метод упражнения. Упражнение — многократное по­вторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.


Упражнение — это «приучение». Различают упражне­ния прямые (открытая демонстрация той или иной пове­денческой ситуации), косвенные («непрямая» природа уп­ражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанни­ков) и искусственные (специально разработанные инсцени­ровки, упражняющие человека).

К применению данного метода предъявляются опреде­ленные педагогические требования:

•^ воспитанники должны осознавать полезность и необ­ходимость упражнения;

•^ вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты;

•^ успех воспитанника, полученный в результате упраж­нения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.

Функцию упражнения выполняет и система поручений.

Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закреп­ление, анализ и оценка результатов, ориентация на повсе­дневное использование.

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного резуль­тата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последо­вательность; организация контроля при выполнении уп­ражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод яв­ляется стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование это­го метода может порождать тщеславие, постоянное жела­ние исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осто­рожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомога­тельному методу воспитания.


К применению метода поощрения предъявляются опре­деленные педагогические требования:

•^ поощрять следует за действительные успехи и обо­снованно;

•^ необходимо обеспечить гласность поощрения;

•^ не следует поощрять часто и одних и тех же;

•^ не следует поощрять однообразно;

•^ поощрение должно соответствовать возрасту;

•^ поощрение должно соответствовать индивидуальным особенностям;

•п оощрять необходимо всех воспитанников без исклю­чения;

•^ поощрения могут быть обращены не только к отдель­ным лицам, но и к коллективам воспитанников;

•^ при поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются не­смелые, неуверенные личности.

Метод наказания. Наказание — способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицатель­ной оценки ее поведения (а не личности), способ предъяв­ления требований и принуждения следовать нормам, фор­мирование чувства вины, раскаяния.

Наказание — средство педагогического воздействия, ис­пользуемое в случае невыполнения установленных в обще­стве требований и норм поведения. При его помощи вос­питаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Отношение к наказаниям, в педагогике весьма противо­речиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

Последователи другого направления — теории свободно­го воспитания — отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормо­зить отрицательное поведение воспитанников. Однако зап­рещены следующие наказания:

• физические;

• оскорбляющие личность;

• мешающие воспитанию (например, не пускают на дис­пут);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: