Ввод и редактирование текста

1. Ввести три абзаца текста.

2. Создать свою папку и сохранить в ней файл.

3. Освоить ввод текста в режимах вставки и замены.

4. Изучить следующие режимы просмотра документа: разметка страницы, режим чтения, черновик, структура.

5. Научиться пользоваться автозаменой. Для этого открыть список элементов автозамены, просмотреть его и выбрать два слова с типичными опечатками, ввести предложение с выбранными словами (с ошибками). Убедиться, что ошибки исправляются автоматически.

6. Опробовать действие следующих функций автозамены: исправление двух прописных букв в начале слова, исправление строчной буквы в начале предложения, устранение последствия случайного нажатия клавиши CAPS LOCK. Для этого ввести предложения со строчной буквы и с двух прописных букв, при нажатой клавише CAPS LOCK (выполнить при включенных и при выключенных режимах).

7. Дополнить список элементов автозамены двумя новыми словами с типичными ошибками. Ввести предложение, используя эти слова (с ошибками) и убедиться, что ошибки исправляются автоматически.

8. Освоить режимы ручной и автоматической расстановки переносов.

9. Включить режим автоматической проверки правописания. Ввести абзац текста, допустив в нем по две орфографические и грамматические ошибки. Исправить ошибки разными способами: с помощью диалогового окна Правописание и контекстного меню помеченного слова.

10. Отключить режим автоматической проверки правописания. Внести в текст файла по одной орфографической и грамматической ошибке. Выполнить проверку правописания.

11. Освоить функцию перевода текста на другие языки (например, с русского на английский и немецкий, с английского на русский и немецкий).

12. Научиться выделять фрагменты текста различными способами:

- клавишей F8 и клавишами управления курсором;

- клавишей Shift и клавишами управления курсором;

- мышью;

- мышью и клавишей Shift;

- с помощью полосы выделения;

Научиться выделять отдельные фрагменты текста (слово, предложение, абзац), весь документ, а также несмежные фрагменты.

13. Освоить операции перемещения и копирования фрагментов текста различными способами:

- при помощи меню;

- при помощи контекстного меню;

- используя «быстрые» клавиши;

- перетаскиванием левой кнопкой мыши;

- перетаскиванием правой кнопкой мыши.

14. Освоить операции перемещения и копирования фрагментов текста в другой файл. Опробовать все перечисленные в предыдущем пункте способы.

15. Освоить операции вставки фрагментов текста из буфера обмена Office.

16. Освоить поиск строки символов при различных условиях: как целое слово и как фрагмент слова, с учетом и без учета регистра, с использованием подстановочных знаков. Освоить последовательное и одновременное выделение всех вхождений заданной строки.

17. Освоить операцию замены строки символов при различных условиях.

18. Включить режим рецензирования и внести поправки в текст: вставить новый фрагмент, удалить существующий фрагмент, скопировать, переместить фрагменты текста, изменить форматирование некоторых фрагментов (например, оформить жирным или курсивным шрифтом).

19. Добавить примечание к каждому исправлению.

20. Опробовать различные способы отображения исправлений (в тексте, в выносках).

21. Опробовать различные режимы просмотра исправлений (исходный документ без исправлений, измененный документ, измененный или исходный документ с исправлениями).

22. Вывести на экран панель рецензирования.

23. Освоить операции принятия и отклонения исправлений, удаления примечаний, ответа на примечания.

24. Отключить режим рецензирования.

25. Сохранить файл.

4. Форматирование знаков и абзацев

Форматирование – это оформление внешнего вида документа.

Форматы можно разделить на три группы: знаковые, абзацные, страничные.

Форматирование знаков

К знаковым форматам относятся: шрифт (гарнитура), размер, межзнаковый интервал (обычный, уплотненный, разреженный), начертание (полужирный, курсив), подчеркивание, положение на строке (обычное, надстрочный, подстрочный знак), цвет и некоторые эффекты.

Чтобы изменить знаковый формат введенного текста, следует сначала выделить нужный фрагмент, а затем назначить формат.

Для изменения текущего знакового формата надо, чтобы при назначении формата в тексте не было выделенных фрагментов.

Для назначения знаковых форматов имеются следующие средства:

- диалоговое окно Шрифт;

- кнопки группы Шрифт вкладки Главная;

- мини-панель инструментов;

- «быстрые» клавиши.

Полный набор знаковых форматов содержит диалоговое окно, которое открывается щелчком по кнопке со стрелкой в заголовке группы Шрифт вкладки Главная или выбором команды Шрифт в контекстном меню выделенного фрагмента.

Вкладка Шрифт диалогового окна Шрифт содержит следующие поля:

- Шрифт, где можно выбрать гарнитуру шрифта;

- Размер ‑ для выбора размера;

- Начертание (обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив);

- Цвет текста;

- Подчеркивание;

- Цвет подчеркивания;

- группа выключателей под общим названием Видоизменение (среди них: зачеркнутый, надстрочный, подстрочный, с тенью, приподнятый, утопленный и т.д.).

Вкладка Интервал диалогового окна Шрифт содержит следующие поля:

- Масштаб ‑ для изменения масштаба текста по горизонтали;

- Интервал ‑ для увеличения или уменьшения межзнакового интервала на величину, указанную в поле;

- Смещение ‑ для смещения текста по вертикали относительно строки.

Кроме того, на обеих вкладка имеется поле Образец, где можно увидеть выбранный шрифт.

В группе Шрифт вкладки Главная и на мини-панели инструментов, которая всплывает при выделении фрагмента текста, имеются кнопки для назначения наиболее часто используемых знаковых форматов.

Форматирование абзацев

Абзац – это фрагмент текста, ограниченный символом конца абзаца (¶).

К абзацным форматам относятся: выравнивание границ абзаца, абзацные отступы, междустрочные интервалы, интервалы между абзацами, табуляция, списки-перечисления.

Чтобы переформатировать готовый абзац, надо поместить курсор в любое место абзаца, а затем назначить формат.

Для переформатирования нескольких расположенных подряд абзацев одинаковым форматом следует выделить их, а затем назначить формат.

Когда формируется новый абзац (нажатием клавиши Enter), ему автоматически присваивается формат предыдущего абзаца.

- Для назначения абзацных форматов используются: диалоговое окно Абзац, кнопки групп Абзац вкладок Главная и Разметка страницы, мини-панель инструментов, горизонтальная линейка, «быстрые» клавиши.

- Диалоговое окно Абзац, которое открывается при щелчке по кнопке со стрелкой в заголовке группы Абзац вкладки Главная или вкладки Разметка страницы, а также при выборе команды Абзац в контекстном меню выделенного фрагмента, содержит следующие поля:

- Выравнивание – для выбора вида выравнивания границ абзаца: по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине;

- Слева, Справа – для назначения расстояния от полей страницы до соответствующих границ абзаца;

- Первая строка – для назначения расстояния от левой границы абзаца до начала первой строки;

- Междустрочный – для ввода расстояния между строками (одинарный, двойной или произвольное значение);

- Перед, После, где можно задать дополнительное к междустрочному расстояние между абзацами.

- В группах Абзац вкладок Главная и Разметка страницы, а также на мини-панели инструментов имеются кнопки для назначения наиболее часто используемых абзацных форматов.

Назначение абзацных отступов с помощью горизонтальной линейки

На линейке находятся маркеры, отображающие отступы в текущем абзаце (рис. 1)

Рис. 1

Выступ Отступ первой строки Отступ слева Отступ справа

Отступы текущего абзаца можно изменять, перемещая мышью эти маркеры вдоль линейки. Если перемещать маркеры при нажатой клавише Alt, на линейке будут отображаться расстояния между маркерами и полями страницы (рис. 2).

Рис. 2

Табуляция

Позиция табуляции – это зафиксированная позиция в строке экрана, на которой курсор устанавливается при нажатии клавиши Tab.

С помощью табуляции можно форматировать текст в виде столбцов.

Позиции табуляции имеют следующие характеристики:

- положение – расстояние от левого поля страницы до позиции табуляции;

- выравнивание – способ выравнивания текста относительно позиции табуляции: по левому краю, по правому краю – размещение текста соответственно слева или справа от позиции табуляции; по центру – центрирование текста относительно позиции табуляции; по разделителю – совмещение десятичного разделителя с позицией табуляции; с чертой – вставка вертикальной линии в позиции табуляции;

- заполнитель – символ, заполняющий пустое пространство слева от позиции табуляции.

Для установки позиции табуляции надо:

1. Установить курсор в нужном абзаце или выделить нужные абзацы.

2. На вкладке Главная в группе Абзац щелкнуть по кнопке со стрелкой в заголовке группы для открытия диалогового окна Абзац.

3. Щелкнуть по кнопке Табуляция.

4. В открывшемся диалоговом окне в поле Позиции табуляции ввести расстояние от левого поля страницы до устанавливаемой позиции табуляции.

5. Выбрать способ выравнивания.

6. Выбрать заполнитель.

7. Щелкнуть по кнопке Установить.

Изменить положение позиции табуляции в окне Табуляция можно, только удалив прежнюю позицию табуляции и установив новую.

Чтобы изменить другие характеристики позиции табуляции, надо в диалоговом окне Табуляция в списке Позиции выбрать позицию, характеристики которой необходимо изменить, изменить способ выравнивания и (или) заполнитель и щелкнуть по кнопке Установить.

Для удаления позиции табуляции, следует в диалоговом окне Табуляция в списке Позиции выбрать позицию табуляции, которую надо удалить и щелкнуть по кнопке Удалить.

Для удаления всех существующих в абзаце позиций табуляции нужно щелкнуть по кнопке Удалить все.

В диалоговом окне команды Табуляция можно выполнить несколько операций, не возвращаясь в окно редактирования: установить несколько позиций табуляции, внести изменения, удалить ненужные позиции табуляции. После выполнения всех необходимых операций надо щелкнуть по кнопке OK для закрытия диалогового окна и возвращения в окно редактирования.

Установка позиций табуляции с помощью горизонтальной линейки

Слева По центру Справа По разделителю С чертой

Позиции табуляции текущего абзаца отображаются на горизонтальной линейке с помощью следующих маркеров, указывающих тип выравнивания:

Двойной щелчок по маркеру табуляции выводит на экран диалоговое окно Табуляция.

Слева от горизонтальной линейки находится кнопка с изображением маркера табуляции. Для установки позиции табуляции нужно сначала щелкать по этой кнопке до тех пор, пока не появится маркер нужного типа, а затем щелкнуть по тому месту горизонтальной линейки, где необходимо установить позицию табуляции.

Для перемещения позиции табуляции надо мышью перетащить маркер табуляции в нужное место. Если перемещать маркер, удерживая клавишу Alt, на линейке будут отображаться расстояния между маркерами абзацных отступов, метками табуляции и полями страницы.

Для удаления позиции табуляции следует мышью вытащить маркер табуляции за пределы линейки.

Использование табуляции для оформления текста в виде столбцов

1. Установить курсор в новый абзац.

2. Установить позиции табуляции для каждого столбца, в том числе и для первого. Чтобы разделить столбцы линиями, установить в нужных местах позиции табуляции с чертой.

3. Ввести текст в таблицу построчно, нажимая клавишу Tab каждый раз для перехода к следующему столбцу (в том числе и к первому).

4. Для перехода на новую строку нажимать клавиши Shift + Enter или Enter (если каждая строка должна быть отдельным абзацем).

Созданные таким способом столбцы текста «привязаны» к позициям табуляции. Для смещения столбца текста по горизонтали достаточно переместить соответствующую этому столбцу позицию табуляции.

Списки-перечисления

Списки-перечисления могут быть маркированными и нумерованными.

Маркированные списки – это списки-перечисления, в которых для выделения каждого отдельного пункта используются маркеры.

Нумерованные списки – это списки-перечисления, в которых пункты пронумерованы.

Нумерованные списки могут быть многоуровневыми.

Для назначения абзацу формата списка в Microsoft Word 2007 имеются следующие средства:

- кнопки Маркеры, Нумерация и Многоуровневый список в группе Абзац вкладки Главная;

- команды Маркеры и Нумерация в контекстном меню абзаца.

Чтобы оформить уже введенный текст как список, следует выделить абзацы, которые должны стать элементами списка, и назначить нужный формат.

Чтобы сразу ввести текст в виде списка, надо поместить курсор в новый абзац, задать нужный формат, а затем вводить текст, нажимая клавишу Enter после каждого элемента списка.

При форматировании многоуровневого списка перемещение элемента списка на необходимый уровень можно выполнить одним из следующих способов:

- на вкладке Главная в группе Абзац в списке кнопки Многоуровневый список выбрать команду Изменить уровень списка и выбрать нужный уровень нумерации;

- в группе Абзац вкладки Главная щелкнуть по кнопке Увеличить отступ для повышения уровня или Уменьшить отступ для понижения уровня нумерации элемента списка;

- поместить курсор в начале абзаца и нажать клавишу Tab для повышения уровня нумерации элемента списка и Shift + Tab – для понижения.

Изменение отступов в маркированном или нумерованном списке

1. В контекстном меню списка выбрать команду Изменить отступы в списке.

2. В открывшемся диалоговом окне в поле Положение маркера (номера) ввести расстояние от левого поля страницы до маркера (номера).

3. В поле Отступ текста ввести отступ абзаца слева, т. е. расстояние от левого поля страницы до начала строк абзаца (кроме первой).

4. Указать расстояние между маркером (номером) и началом текста одним из трех способов:

- в поле Символ после номера выбрать вариант Знак табуляции и в поле Добавить позицию табуляции ввести расстояние от левого поля страницы до начала текста после маркера (номера);

- в поле Символ после номера выбрать вариант Пробел для установки расстояния от маркера (номера) до текста в один пробел;

- в поле Символ после номера выбрать вариант (нет), чтобы не оставлять расстояние от маркера (номера) до текста.

Изменение отступов в многоуровневом списке

1. В контекстном меню списка выбрать команду Изменить отступы в списке.

2. Для изменения отступов все уровней в открывшемся диалоговом окне щелкнуть по кнопке Для всех уровней и задать отступы: положение номера и текста для первого уровня и дополнительный отступ для каждого уровня.

3. Для изменения отступа отдельного уровня выбрать из списка нужный уровень и задать его положение: выравнивание, отступ номера, отступ текста.

Изменение форматирования маркировки или нумерации

Для маркированного или нумерованного списка:

1. Установить курсор в списке.

2. Маркеры или Нумерация и выбрать нужный формат из библиотеки маркеров или нумерации.

3. Для изменения шрифта номера в списке кнопки Нумерация выбрать команду Определить новый формат номера, в открывшемся диалоговом окне щелкнуть по кнопке Шрифт и в окне Шрифт задать знаковые форматы номера.

4. Для определения нового маркера в списке кнопки Маркеры выбрать команду Определить новый маркер в открывшемся диалоговом окне выбрать символ или рисунок для маркера.

Изменение формата нумерации в многоуровневом списке

Форматы нумерации в многоуровневом списке изменяются для каждого уровня отдельно.

I способ

1. Установить курсор в списке.

2. На вкладке Главная в группе Абзац открыть список кнопки Многоуровневый список и выбрать команду Определить новый многоуровневый список или в контекстном меню списка выбрать команду Изменить отступы в списке.

3. В открывшемся диалоговом окне выбрать уровень, для которого нужно изменить формат.

4. В поле Нумерация этого уровня выбрать формат номера.

5. Щелкнуть по кнопке Шрифт и задать знаковые характеристики формата номера.

6. Повторить п. 3-5 для других уровней.

II способ

1. Установить курсор на любой элемент того уровня списка, для которого нужно изменить формат.

2. На вкладке Главная в группе Абзац раскрыть список кнопки Нумерация.

3. Выбрать нужный формат из библиотеки нумерации.

Границы и заливка

В документ Word можно добавлять границу с любой стороны выделенного фрагмента текста, абзаца или страницы.

Добавление границы к фрагменту текста или абзацу

1. Чтобы установить границу для фрагмента текста (такого, как слово или отдельный символ), надо выделить этот фрагмент. Чтобы снабдить границей абзац, нужно установить курсор в любом месте этого абзаца.

2. На вкладке Главная в группе Абзац в списке кнопки Границы и заливка выбрать команду Границы и заливка и открыть вкладку Граница.

3. Выбрать тип границы:

- для обрамления границей со всех сторон абзаца или выделенного фрагмента выбрать один из вариантов: рамка, тень или объемная.

- для добавления границы к отдельным сторонам абзаца или выделенного фрагмента выбрать вариант другая, а затем в поле Образец щелкнуть по нужным кнопкам или по нужным сторонам схемы.

4. Выбрать тип, цвет и ширину линии. Если для отдельных сторон границы нужно задать различные параметры, выбрать вариант другая, задать тип, цвет и ширину линии для этих сторон, а затем в поле Образец выбрать нужные стороны.

5. В поле Применить к выбрать часть документа, к которой следует применить указанное форматирование.

6. Для определения точной позиции границы относительно текста щелкнуть по кнопке Параметры и задать расстояние от текста до верхней, нижней, левой или правой границы.

Другой способ:

1. Выделить фрагмент текста или установить курсор в нужном абзаце.

2. На вкладке Главная в группе Абзац в списке кнопки Границы и заливка выбрать тип границы.

При этом способе граница будет иметь тип, цвет и ширину линии, установленные в данный момент в окне команды Границы и заливка.

Удаление границы фрагмента текста или абзаца

1. Выделить фрагмент текста или установить курсор в нужном абзаце.

2. На вкладке Главная в группе Абзац в списке кнопки Границы и заливка выбрать вариант Нет границы.

Заливка фрагмента текста или абзаца

Заливка используется для затенения заднего плана выделенного текста или абзаца. Кроме заливки, можно использовать узор (штриховку).

1. Выделить фрагмент текста или поместить курсор в абзац, к которому нужно добавить заливку.

2. На вкладке Главная в группе Абзац в списке кнопки Границы и заливка выбрать команду Границы и заливка и открыть вкладку Заливка.

3. В поле Заливка выбрать цвет заливки (для удаления заливки выбрать вариант Нет).

4. В поле Тип выбрать цвет узора. Если узор не нужен, выбрать вариант Нет.

5. В поле Цвет фона выбрать цвет линий и точек в узоре.

6. Из списка Применить выбрать ту часть документа, к которой нужно применить заливку.

Стили

Стиль – это сохраненная комбинация форматов.

С помощью стиля можно быстро отформатировать текст, т.к. стиль позволяет одним действием применить группу форматов.

Различают стили знаков, абзацев, связанные (знак и абзац), списков и таблиц.

Стили знаков включают только знаковые форматы. Стили абзацев и связанные стили сочетают знаковые и абзацные форматы. Стили таблиц задают вид границ, заливку, выравнивание текста и шрифты. Стили списков содержат отступы списка, форматы нумерации, знаковые форматы.

В Microsoft Word 2007 имеются встроенные стили для оформления различных элементов документа (основного текста, заголовков, колонтитулов и т.д.). По умолчанию при вводе текста все абзацы форматируются стилем Обычный. Кроме того, пользователи имеют возможность создавать собственные стили.

Применение стиля

1. Чтобы применить знаковый стиль к фрагменту текста, надо предварительно выделить этот фрагмент. Для оформления текста стилем абзаца или списка, следует сначала поместить курсор в форматируемый абзац или список.

2. На вкладке Главная в группе Стили щелкнуть по кнопке раскрытия списка.

3. Выбрать из палитры нужный стиль.

Создание стиля

I способ

1. На вкладке Главная в группе Стили щелкнуть по кнопке с диагональной стрелкой, расположенной в правом нижнем углу группы..

2. Щелкнуть по кнопке Создать стиль, расположенной в левом нижнем углу панели Стили.

3. В открывшемся диалоговом окне Создание стиля в поле Имя ввести имя нового стиля.

4. В поле списка Стиль выбрать тип стиля: абзаца, знака, связанный, таблицы или списка.

5. В поле Основан на стиле выбрать из списка стиль, форматы которого наиболее близки к форматам создаваемого стиля.

6. В группе полей Форматирование выбрать нужные форматы.

7. При необходимости щелкнуть по кнопке Формат для выбора дополнительных параметров. В открывшемся меню выбирать нужные пункты и назначать нужные форматы.

8. Щелкнуть по кнопке ОК окна Создание стиля и закрыть панель Стили.

II способ:

1. Отформатировать должным образом фрагмент текста (для знакового стиля) или абзац (для абзацного стиля).

2. Выделить этот фрагмент или абзац.

3. В контекстном меню выделенного фрагмента выбрать команду Стили, затем ‑команду Сохранить выделенный фрагмент как новый экспресс-стиль.

4. В открывшемся диалоговом окне в поле Имя ввести имя нового стиля.

Изменение стиля

При изменении параметров стиля все фрагменты текста, отформатированные этим стилем, изменят свой формат.

1. Открыть панель Стили (щелчком по кнопке с диагональной стрелкой в группе Стили на вкладке Главная).

2. На панели Стили выбрать из списка нужный стиль.

3. В контекстном меню этого стиля выбрать команду Изменить.

4. В открывшемся окне внести нужные изменения в форматы стиля.

5. Щелкнуть по кнопке ОК окна Изменение стиля.

Удаление стиля

1. Открыть панель Стили.

2. На панели Стили выбрать из списка нужный стиль.

3. В контекстном меню этого стиля выбрать команду Удалить.

Копирование форматов

1. Для копирования знакового формата выделить фрагмент текста, формат которого необходимо скопировать. Для копирования абзацного формата установить курсор в абзаце, формат которого надо скопировать.

2. На вкладке Главная в группе Буфер обмена щелкнуть по кнопке Формат по образцу.

3. Для копирования знакового формата с помощью мыши, выделить фрагмент текста, который нужно отформатировать. Для копирования абзацного формата щелкнуть мышью в любом месте абзаца, который нужно отформатировать. Указатель мыши при копировании формата принимает форму кисти.

Поиск форматирования

В Microsoft Word 2007 имеется возможность поиска и замены форматирования.

Для поиска форматирования надо:

1. На вкладке Главная в группе Редактирование выбрать команду Найти.

2. Если в диалоговом окне не видна кнопка Формат, щелкнуть по кнопке Больше.

3. Чтобы найти текст, отформатированный определенным образом, ввести искомый текст в поле Найти. Чтобы найти только форматирование, удалить весь текст из поля Найти.

4. Щелкнуть по кнопке Формат.

5. В открывшемся меню выбирать нужные пункты и указывать нужные форматы.

6. Щелкнуть по кнопке Найти далее.

Первый найденный фрагмент будет выделен. Для поиска следующего вхождения искомого форматирования нужно снова щелкнуть по кнопке Найти далее.

Чтобы выделить одновременно все фрагменты, надо щелкнуть по кнопке Выделение при чтении и выбрать строку Выделить все. Чтобы снять выделение, надо в списке кнопки Выделение при чтении выбрать строку Снять выделение.

Чтобы удалить форматирование из поля Найти, надо щелкнуть по кнопке Снять форматирование.

Еще один способ выделения фрагментов текста с заданным форматированием:

1. Выделить фрагмент, отформатированный нужным образом.

2. В контекстном меню выделенного фрагмента выбрать команду Стиль, затем – команду Выделить текст, имеющий такой же формат.

Замена форматирования

3. На вкладке Главная в группе Редактирование выбрать команду Заменить.

4. Если в диалоговом окне не видна кнопка Формат, щелкнуть по кнопке Больше.

5. Чтобы найти текст, отформатированный определенным образом, ввести искомый текст в поле Найти. Чтобы найти только форматирование, удалить весь текст из поля Найти.

6. Щелкнуть по кнопке Формат.

7. В открывшемся меню выбирать нужные пункты и указывать нужные форматы.

8. Чтобы выполнить замену текста с форматированием, в поле Заменить на ввести текст для замены. Чтобы заменить только форматирование, удалить весь текст из поля Заменить на.

9. Щелкнуть по кнопке Формат.

10. В открывшемся меню выбирать нужные пункты и указывать форматы для замены.

11. Щелкнуть по одной из кнопок:

- Найти далее – для поиска следующего вхождения искомого формата;

- Заменить – для замены найденного вхождения искомого формата и поиска следующего вхождения;

- Заменить все – для автоматической (без запросов) замены всех вхождений искомого формата в документе.

Чтобы удалить форматирование из полей Найти и Заменить на, надо щелкнуть по кнопке Снять форматирование.

Практическая работа 2

Форматирование знаков и абзацев

1. Открыть файл, созданный в предыдущей работе или создать новый, введя несколько абзацев текста.

2. Скопировать текст столько раз, чтобы получилось 4 страницы.

3. Освоить операцию форматирования знаков с помощью диалогового окна Шрифт: научиться изменять гарнитуру, размер, начертание, подчеркивание, цвет, масштаб по горизонтали, межзнаковый интервал, смещение по вертикали.

4. Научиться изменять гарнитуру, размер, начертание и другие характеристики знаков при помощи кнопок группы Шрифт вкладки Главная.

5. Освоить форматирование знаков с помощью мини-панели инструментов.

6. Научиться назначать знаковые форматы «быстрыми» клавишами.

Замечание: узнать сочетание клавиш для быстрого доступа к команде можно из всплывающей подсказки, которая появляется при наведении указателя мыши на кнопку команды.

7. Освоить операцию форматирования абзацев с помощью диалогового окна Абзац: научиться изменять абзацные отступы, интервалы между строками и абзацами, выравнивание строк.

8. Научиться изменять абзацные отступы при помощи линейки.

9. Научиться изменять выравнивание строк и абзацные отступы при помощи кнопок групп Абзац вкладок Главная и Разметка страницы.

10. Освоить изменение параметров абзаца с помощью кнопок мини-панели инструментов.

11. Научиться изменять параметры абзаца «быстрыми» клавишами.

12. Освоить форматирование текста с помощью табуляции. Для этого ввести следующий фрагмент текста, установив в диалоговом окне Табуляция позиции табуляции с выравниванием для 1-го столбца по левому краю, для 2-го столбца – по разделителю:

Тетрадь 2,50

Карандаши 12,00

Блокнот 5,20

Альбом 10,00

13. Ввести следующий фрагмент текста, установив с помощью горизонтальной линейки позиции табуляции с выравниванием для 1-го столбца по правому краю, для 2-го столбца – по левому краю:

Л. Зорин «Перекресток»

А. Пушкин «Барышня-крестьянка»

А. Островский «Бедность – не порок»

Ф. Шиллер «Мария Стюарт»

14. Освоить оформление абзацев в виде списков-перечислений:

- создать маркированный список, научиться изменять отступы и форматирование маркировки;

- создать нумерованный список, научиться менять отступы списка, вид нумерации и формат номера;

- создать многоуровневый список, научиться изменять уровни элементов списка, отступы разных уровней, форматирование нумерации.

15. Освоить добавление границы к фрагменту текста и абзацу. Научиться добавлять границы разных типов и линии разных стилей, а также разные границы к разным сторонам абзаца.

16. Освоить заливку фрагмента текста и абзаца, в том числе с использованием узора.

17. Научиться использовать встроенные стили для форматирования знаков, абзацев и списков.

18. Создать знаковый стиль, используя окно Создание стиля, и применить его к нескольким фрагментам текста.

19. Создать абзацный стиль, используя отформатированный нужным образом абзац, и применить этот стиль к нескольким абзацам.

20. Создать стиль маркированного списка, используя окно Создание стиля, и применить его.

21. Создать стиль нумерованного списка, используя готовый отформатированный список, и применить его.

22. Внести изменения в созданный знаковый стиль (обратить внимание на изменение форматов тех фрагментов, к которым был применен этот стиль).

23. Научиться копировать форматы.

24. Освоить операцию поиска форматов.

25. Освоить операцию замены форматов.

5. Страничные форматы

К страничным форматам относятся размер и ориентация бумаги, поля страницы, колонтитулы, сноски, колонки, номера строк.

Часть текста, имеющая одинаковые страничные форматы, называется разделом.

Разбиение текста на разделы происходит автоматически при назначении различных страничных форматов разным частям документа.

В диалоговых окнах ряда команд, устанавливающих страничные форматы, можно указать, для какой части документа назначается формат, выбрав из списка Применить нужный вариант: для выделенного фрагмента текста, для всего документа, для текста от текущей позиции курсора до конца документа, для текущего раздела и др.

Между разделами вставляется разделитель разделов: точечная линия с надписью Разрыв раздела.

Разбить текст на разделы можно и принудительно: установить курсор в место разбиения, на вкладке Разметка страницы открыть список кнопки Разрыв и в открывшемся диалоговом окне выбрать вариант начала нового раздела.

Параметрыстраницы

Параметры страницы устанавливаются в диалоговом окне Параметры страницы, которое открывается при щелчке по кнопке со стрелкой в заголовке группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы.

На вкладке Поля этого диалогового окна устанавливаются поля и ориентация страницы. Здесь же можно включить режим Зеркальные поля:при таком режиме на четных страницах значения левого и правого полей меняются местами, а значение поля Переплет добавляется к правому полю.

На вкладке Размер бумаги можно выбрать формат из списка или задать размеры бумаги в полях Ширина и Высота.

Кроме того, поля, ориентацию и размер страницы можно выбрать с помощью соответствующих кнопок группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы.

Поля страницы можно устанавливать также с помощью линеек. Ширина и высота полосы набора отмечены на линейках белым цветом, поля − серым. Линии, разделяющие серую и белую области, можно перемещать мышью, регулируя тем самым размеры полей страницы. Если перемещать границы полей при нажатой клавише Alt, на линейке будут отображаться размеры полей страницы.

Газетные колонки

Текст на странице можно разместить как в одну колонку, так и в несколько. Для разбиения текста на колонки надо на вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы открыть список кнопки Колонки и выбрать команду Другие колонки. В открывшемся диалоговом окне выбрать число колонок, установить их ширину и размер промежутков между ними, указать, для какой части документа назначается данный формат. Кроме того, можно не открывать окно Колонки, а воспользоваться вариантами, предложенными в списке кнопки Колонки.

Изменить ширину колонок и промежутки между ними можно как в диалоговом окне Колонки, так и с помощью горизонтальной линейки, перемещая на ней линии разделения серой и белой областей.

Колонтитулы

Колонтитул – это текст или рисунок, который печатается вверху (верхний колонтитул) или внизу (нижний колонтитул) каждой страницы документа. Обычно это номера страниц, названия глав, название документа, имя файла, фамилия автора, дата печати документа, и т.д.

В Microsoft Word существует возможность использовать один и тот же колонтитул для всего документа или определить разные колонтитулы для разных частей документа. Можно создать уникальный колонтитул для первой страницы или вообще убрать колонтитулы с первой страницы. Допускается создание различающихся колонтитулов для четных и нечетных страниц документа.

Ввод и редактирование колонтитулов осуществляется в режиме разметки страницы. Просматривать колонтитулы можно в режимах разметки страницы, чтения и предварительного просмотра.

Создание колонтитула

I способ

1. На вкладке Вставка в группе Колонтитулы раскрыть список кнопки Верхний колонтитул или Нижний колонтитул.

2. Выбрать из списка нужный вариант.

На странице появится отдельная область для колонтитула, а на ленте команд – вкладка Работа с колонтитулами ‑ Конструктор.

3. Ввести текст колонтитула.

II способ

1. Дважды щелкнуть мышью в области верхнего или нижнего поля страницы.

2. На вкладке Работа с колонтитулами ‑ Конструктор в группе Колонтитулы раскрыть список кнопки Верхний колонтитул или Нижний колонтитул.

3. Выбрать из списка нужный вариант.

4. Ввести текст колонтитула.

III способ

1. Дважды щелкнуть мышью в области верхнего или нижнего поля страницы.

2. Ввести текст колонтитула.

Для быстрого переключения между колонтитулом и основным текстом можно использовать двойной щелчок мыши по области колонтитула или основного текста.

В колонтитул можно вставить текущую дату и время, а также рисунок с помощью соответствующих кнопок группы Вставить вкладки Работа с колонтитулами ‑ Конструктор.

Создание разных колонтитулов для четных и нечетных страниц

I способ

1. На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы щелкнуть по кнопке с диагональной стрелкой для открытия диалогового окна Параметры страницы.

2. На вкладке Источник бумаги открывшегося окна включить режим Различать колонтитулы четных и нечетных страниц.

3. Отдельно создать колонтитулы для четных и нечетных страниц.

II способ

1. Дважды щелкнуть мышью в области верхнего или нижнего поля страницы.

2. На вкладке Работа с колонтитулами ‑ Конструктор в группе Параметры включить режим Разные колонтитулы четных и нечетных страниц.

3. Отдельно создать колонтитулы для четных и нечетных страниц.

Создание уникального колонтитула для первой страницы

I способ

1. На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы щелкнуть по кнопке с диагональной стрелкой для открытия диалогового окна Параметры страницы.

2. На вкладке Источник бумаги открывшегося включить режим Различать колонтитулы первой страницы.

3. Отдельно создать колонтитулы для первой и остальных страниц.

II способ

1. Дважды щелкнуть мышью в области верхнего или нижнего поля страницы.

2. На вкладке Работа с колонтитулами ‑ Конструктор в группе Параметры включить режим Особый колонтитул для первой страницы.

3. Отдельно создать колонтитулы для первой и остальных страниц.

Создание различных колонтитулов для разных разделов

При вставке колонтитула в один раздел этот же колонтитул автоматически добавляется во все разделы документа. Чтобы создать различные колонтитулы для разных разделов, следует разорвать связь между ними:

1. Поместить курсор в раздел, для которого следует создать особый колонтитул.

2. На вкладке Работа с колонтитулами ‑ Конструктор в группе Переходы отключить режим Как в предыдущем разделе.

3. Если для разделов, следующих за данным, нужно сохранить прежний колонтитул, перейти к следующему разделу и разорвать связь с данным разделом. В противном случае вновь созданный колонтитул распространится на все следующие разделы.

4. Создать новый колонтитул для данного раздела.

Удаление колонтитула

1. На вкладке Вставка в группе Колонтитулы раскрыть список кнопки Верхний колонтитул или Нижний колонтитул.

2. Выбрать команду Удалить верхний колонтитул или Удалить нижний колонтитул.

Нумерация страниц

Вставка номеров страниц

1. Выполнить одно из следующих действий:

- перейти на вкладку Вставка;

- двойным щелчком по области колонтитулов перейти на вкладку Работа с колонтитулами – Конструктор.

2. В группе Колонтитулы открыть список кнопки Номер страницы.

3. Выбрать из списка нужный вариант.

Изменение формата номеров страниц

1. На вкладке Вставка в группе Колонтитулы открыть список кнопки Номер страницы.

2. Выбрать команду Формат номеров страницы.

3. В открывшемся диалоговом окне выбрать стиль нумерации.

Знаковые форматы для номеров страниц назначаются обычными способами.

Различный стиль нумерации для четных и нечетных страниц

1. Включить режим Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц (в диалоговом окне Параметры страницы на вкладке Разметка страницы или в группе Параметры на вкладке Работа с колонтитулами – Конструктор).

2. Перейти к любой четной странице и выполнить вставку нумерации страниц.

3. Перейти к любой нечетной странице и выполнить вставку нумерации страниц.

Особый стиль нумерации или отсутствие нумерации для первой страницы

1. Включить режим Особый колонтитул для первой страницы (в диалоговом окне Параметры страницы на вкладке Разметка страницы или в группе Параметры на вкладке Работа с колонтитулами – Конструктор).

2. Перейти к любой странице, кроме первой, и выполнить вставку нумерации страниц.

3. Если на первой странице нужен особый номер, перейти к первой странице и выполнить вставку нумерации. Иначе номер на первой странице будет отсутствовать.

Различная нумерация разделов документа

Для первого раздела вставить нумерацию как обычно. Для всех остальных разделов выполнить следующие действия:

1. Разорвать связь предыдущим разделом: на вкладке Работа с колонтитулами ‑ Конструктор в группе Переходы отключить режим Как в предыдущем разделе.

2. Выполнить вставку нумерации.

3. На вкладке Вставить в группе Колонтитулы в списке кнопки Номер страницы выбрать команду Формат номера страницы.

4. Для сквозной нумерации всего документа включить режим продолжить. Если в каждом разделе нумерация должна начинаться заново, включить режим начать с 1.

Удаление номеров страниц

I способ: на вкладке Вставить в группе Колонтитулы в списке кнопки Номер страницы выбрать команду Удалить номера страницы.

II способ: перейти к нужному колонтитулу, выделить номер страницы и нажать клавишу Del.

Если в документе был создан отдельный колонтитул для первой страницы или разные колонтитулы для четных и нечетных страниц, то номера страниц следует удалять из каждого колонтитула; то же – если документ разбит на разделы и связь между ними разорвана.

Нумерация строк

Нумерация строк применяется для обращения к определенным строкам документа, например, в юридических договорах.

Номера строк отображаются на левом поле или слева от колонок.

Microsoft Word пересчитывает все строки, за исключением строк в таблицах, сносках, рамках и колонтитулах.

Можно нумеровать строки всего документа или только части документа, запретить нумерацию строк в некоторых абзацах (например, в заголовках), выводить номера через определенный интервал (например, через 10 строк).

Номера строк задаются и просматриваются в режиме разметки страницы.

Добавление номеров строк

1. Для нумерации строк в части документа, выделить эту часть. Чтобы пронумеровать строки в одном разделе, установить курсор в этом разделе. Для нумерации строк в нескольких разделах, выделить эти разделы.

2. На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы открыть диалоговое окно Параметры страницы (щелчком мыши по кнопке с диагональной стрелкой в строке заголовка группы).

3. В открывшемся диалоговом окне перейти на вкладку Источник бумаги.

4. Из списка Применить выбрать часть документа, к которой следует применить нумерацию строк: к выделенным разделам, к выделенному тексту, к текущему разделу, ко всему документу и т.д.

5. Щелкнуть по кнопке Нумерация строк.

6. Включить режим Добавить нумерацию строк.

7. В поле Начать с ввести номер, с которого начинается нумерация строк.

8. В поле От текста ввести расстояние от правого края номеров строк до левого края текста документа (значение Авто соответствует расстоянию 0,635 см, а для колонок – 0,33 см).

9. В поле Шаг ввести шаг вывода номеров строк.

10. Выбрать схему начала нумерации строк: на каждой странице, в каждом разделе или непрерывно.

Другой способ: на вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы в списке кнопки Номера строк выбрать нужный вариант схемы начала нумерации. Остальные параметры нумерации в этом случае устанавливаются автоматически:

- Начать с: 1;

- От текста: Авто;

- Шаг: 1.

Запрет нумерации строк для отдельных абзацев

Отдельные виды строк, например, заголовки или пустые строки можно не нумеровать. При этом строки, для которых запрещена нумерация, не будут учитываться при подсчете числа строк.

I способ

1. Выделить абзацы, для которых надо запретить номера строк.

2. На вкладке Главная в группе Абзац открыть диалоговое окно Абзац (щелчком мыши по кнопке с диагональной стрелкой в строке заголовка группы).

3. В открывшемся диалоговом окне перейти на вкладку Положение на странице.

4. Включить режим Запретить нумерацию строк.

II способ

1. Выделить абзацы, для которых надо запретить номера строк.

2. На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы в списке кнопки Номера строк выбрать команду Запретить в текущем абзаце.

Удаление номеров строк

I способ

1. На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы открыть диалоговое окно Параметры страницы.

2. Перейти на вкладку Источник бумаги.

3. Щелкнуть по кнопке Нумерация строк.

4. Выключить режим Добавить нумерацию строк.

II способ

1. Установить курсор в разделе или выделить несколько разделов, из которых надо удалить номера строк.

2. На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы в списке кнопки Номера строк выбрать вариант Нет.

Сноски

Сноски используются в документах для оформления различных уточняющих сведений и ссылок.

Различаются обычные и концевые сноски. Обычные сноски печатаются на нижнем поле или под последней строкой текста каждой страницы, а концевые – в конце документа или в конце раздела.

Сноска состоит из двух связанных частей: знака сноски и текста сноски.

Microsoft Word позволяет организовать автоматическую нумерацию сносок или создать специальные знаки сносок.

Вставка сноски

1. Установить курсор в позицию, в которую следует вставить знак сноски.

2. На вкладке Ссылки в группе Сноски открыть диалоговое окно Сноски (щелчком по кнопке с диагональной стрелкой в строке заголовка группы).

3. Для вставки обычной сноски включить режим сноски, для концевой – концевые сноски.

4. Выбрать положение сноски.

5. Для автоматической нумерации выбрать формат номера. Для ввода специального знака сноски выбрать вариант Другой, щелкнуть по кнопке Символ и в открывшемся диалоговом окне выбрать символ знака сноски.

6. В поле Начать с выбрать номер, который следует использовать для первой автоматически нумеруемой сноски.

7. В поле Нумерация выбрать схему автоматической нумерации сносок в документе: В каждом разделе, На каждой странице или Продолжить (для последовательной нумерации во всем документе).

8. В поле Применить выбрать часть документа, к которой следует применить установленные параметры.

9. Щелкнуть по кнопке Вставить.

10. Ввести текст в область сноски.

Для возврата к основному тексту документа щелкнуть по нему.

Другой способ вставки сноски: на вкладке Ссылки в группе Сноски выбрать один из вариантов: Вставить сноску или Вставить концевую сноску. В этом случае сноске будут автоматически назначены те значения параметров, которые в данный момент установлены в диалоговом окне Сноски.

Изменение формата нумерации сноски

1. На вкладке Ссылки в группе Сноски открыть диалоговое окно Сноски (щелчком по кнопке с диагональной стрелкой в строке заголовка группы).

2. Выбрать вид сноски: обычная или концевая.

3. Выбрать положение сноски.

4. Выбрать новый формат нумерации.

5. В поле Применить выбрать часть документа, к которой следует применить новый формат нумерации

6. Щелкнуть по кнопке Применить.

Список кнопки Следующая сноска на вкладке Ссылки в группе Сноски предназначен для перемещения по сноскам, а копка Показать сноски – для перемещения в область текста сносок.

Чтобы при установке курсора на знаке сноски всплывал текст сноски, надо открыть окно кнопки Office, щелкнуть по кнопке Параметры Word и на вкладке Экран включить режим Показывать всплывающие подсказки при наведении указателя мыши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: