Технические аспекты создания веб-сайта

Первым шагом во внедрении электронного бизнеса в хозяйственную деятельность предприятия вообще и в разработке сайта в частности должен стать анализ стратегии развития компании и оценка того, каким образом использование интернет-технологий сможет помочь развитию бизнеса в настоящий момент и в перспективе. Исходя из стратегических задач компании, тенденций развития отрасли и поведения конкурентов и клиентов, необходимо принимать решение о желаемой степени внедрения электронного бизнеса в деятельность предприятия, а также об использовании тех или иных решений и технологий.

К техническим аспектам создания веб-сайта предприятия относятся:

1. Разработка плана и структуры сайта.

На этом этапе полезно посетить сайты конкурентов – производителей аналогичной или подобной продукции на целевом рынке, а также сайты производителей из других стран, поставляющих такую же продукцию на рынок. Это поможет задать минимальную планку, ниже которой нельзя опускаться при разработке своего сайта.

Следующей технической задачей является решение относительно того, будет ли сайт создаваться специалистом, нанятым на предприятие, либо сторонней организацией. В отношении выбора разработчика практика показывает, что оптимальным решением для создания сайта является привлечение сторонней организации. Это актуально и для Беларуси, которая экспортирует подобные услуги и имеет достаточное количество квалифицированных фирм.

Также необходимо решить, будет ли сайт основан на уже имеющихся решениях или разрабатываться с нуля. Специализированный веб-разработчик предлагает, как правило, уже готовые отработанные решения, настраиваемые под конкретные запросы клиента, оперативное создание сайта и его дальнейшую поддержку. Из отрицательных сторон подобного варианта можно отметить, что в этом случае осуществляется «привязка» к одному поставщику и имеющимся у него решениям. С другой стороны, содержание на предприятии специалистов по разработке сайтов в большинстве случаев неоправданно, так как основные усилия приходятся на период разработки и внедрения сайта, где один человек может не справиться с этой задачей. В то же время после запуска и начала функционирования сайта даже одного такого специалиста может быть много для его технического поддержания, т.к. дизайн и программная основа сайта меняются достаточно редко. В то же время информационное наполнение и поддержание в актуальном состоянии может потребовать усилий большого числа сотрудников.

2. Выбор и регистрация доменного имени.

Для того чтобы обращение ко всем ресурсам Интернета с точки зрения пользователей было наиболее простым и прозрачным, в Сети действует система доменных имен (Domain Name System, DNS). Она предназначена для того, чтобы любой ресурс, помимо уникального IP-адреса, имел легко запоминающееся доменное имя. Служба доменных имен призвана соотносить IP-адреса с доменным именем машины, и наоборот.

Важным моментом при выборе доменного имени является его принадлежность. С организационной точки зрения наиболее простым способом является использование имени домена, предлагаемого поставщиком услуг Интернета, которое размещается в его доменной зоне. Это название, возможно, будет выглядеть следующим образом: «название_компании.название_домена_поставщика.by». Однако такое название имеет ряд значительных недостатков, главный из которых состоит в том, что фирма оказывается «привязанной» к поставщику и в случае его смены будет требоваться изменение места расположения сайта с соответствующей потерей средств, вложенных в рекламу прежнего доменного имени, и необходимостью проведения новой рекламной кампании. Регистрация собственного доменного имени в такой ситуации позволяет стать независимым от поставщика и защитить сделанные инвестиции.

Регистрация собственного доменного имени также является наиболее выгодной для владельца сайта по следующим причинам:

- улучшение запоминаемости адреса сайта – если у сайта короткое и легко произносимое имя, потенциальный клиент без труда сможет вспомнить его, однажды увидев адрес на визитке или в рекламе;

легкий поиск в Сети – совпадение адреса web-сайта с именем компании позволяет внести дополнительный вклад в продвижение имени компании в Интернете. Если пользователь сети знает название фирмы, то первое, что он обычно делает при попытке отыскать веб-сайт, – пытается набрать либо «www.имя_компании.com», либо «www.имя_компании.by» (если фирма работает на белорусском рынке). Если такого домена не обнаружится, весьма вероятно, что пользователю будет лень искать сайт фирмы другими способами, и, тем самым, компания может потерять потенциального клиента. Еще хуже, если таким доменом будут владеть конкуренты или кто-то другой. Именно поэтому желательно, если позволяют средства, зарегистрировать несколько доменных имен, соответствующих наиболее вероятному написанию названию компании.

- укрепление имиджа компании – отсутствие у сайта собственного доменного имени часто трактуется посетителями сервера как нехватка у его хозяев средств на регистрацию или как несерьезный подход к бизнесу в Интернете.

- возможность дать всем сотрудникам компании значимые адреса электронной почты – зарегистрировав доменное имя «имя_компании.by», можно открыть почтовый сервер и назначить каждому сотруднику почтовый адрес типа «имя_сотрудника@имя_компании.by». Подобные почтовые адреса являются информативными и легко запоминаются.

Для эффективного использования доменное имя должно удовлетворять ряду условий:

- легко запоминаться;

- быть достаточно коротким;

- быть простым в написании, во избежание ошибок пользователей при его наборе;

- быть легко произносимым;

- содержать либо название компании, либо обозначать сферу ее деятельности, основной продукт или услугу и т.д.

При выборе доменного имени необходимо ориентироваться на то, что это должно быть имя второго уровня, например, «имя.com». Выбор зоны регистрации остается за предприятием. Это может быть как принятые на международном уровне имена зоны «.com», «.org», «.info», так и имена белорусской зоны «.by». Возможна также регистрация сайта в зонах «.biz» и «.net», однако первая так и не получила широкого распространения, а вторая больше присуща провайдерам сетевых услуг.

Адреса организаций, которые занимаются регистрацией сайтов в разных странах:

- США – http://www.internic.net

- Европа – http://www.ripe.net

- Россия – http://www.ripn.net

- Беларусь – http://www.domain.by

3. Дизайн.

Для создания веб-сайта необходимо несколько специалистов. Во-первых, это дизайнер, который непосредственно «рисует» сайт и определяет его внешний вид. Во-вторых, это программист, который, исходя из необходимых на сайте функций и модулей, разрабатывает или адаптирует соответствующее программное обеспечение. И, наконец, менеджер проекта, определяющий круг работ, которые необходимо осуществить и уже техническим языком ставит задачу дизайнерам и программистам.

Чем выше пожелания и потребности клиента, и чем сложнее сайт, тем больше специалистов будут трудиться над ним. В таких случаях возможно дополнительное привлечение к созданию сайта консалтинговой компании, обеспечивающей взаимосвязь бизнес-процессов предприятия, систем автоматизации и веб-сайта; а также рекламного агентства, которое обеспечивает единство концепции и стиля компании как в реальном мире, так и в виртуальном; юриста, проверяющего содержащуюся на сайте информацию на предмет соответствия законодательству своей страны и существующим международным нормам и другие специалисты.

Что касается дизайна сайта, то он определяет вид оформления сайта и предназначен для повышения эстетической ценности от его содержимого. Дизайн – первое, что бросается в глаза посетителю любого сайта и, конечно, он должен быть уместен и производить определенное впечатление.

Оформление сайта предприятия обязательно должно соответствовать дизайну бренда предприятия и его фирменному стилю, используемому при изготовлении полиграфической продукции, упаковки, наружной рекламы, телевизионных роликов. Страницы сайта должны однозначно идентифицироваться именно с этим предприятием, и выделяться среди огромной массы страниц сайтов, схожих по тематике. Для этого уместно использование при разработке дизайна сайта элементов фирменного стиля, фирменных цветов.

Таким образом, дизайн сайта – это характеристика его внешнего вида. Сайт должен быть просто симпатичной домашней страничкой, хотя и не обязан быть ультрасовременным или суперстильным. Критерии оценки визуального оформления – высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт. Оформление должно производить впечатление на посетителя или даже поражать его.

4. Выбор хостинга.

Существует три варианта размещения вэб-сайта предприятия:

1) на вэб-сервере поставщика услуг Интернета;

2) на собственном сервере с нахождением его у поставщика услуг;

3) и, наконец, на собственном сервере на территории фирмы.

Первый способ наиболее экономичен (конкретные цифры зависят от объема занимаемого места, предлагаемых услуг и т. д.). Наиболее дорогостоящим является последний вариант, требующий значительных инвестиций на покупку сервера, программного обеспечения, оплату администрирования, установку защитного программного обеспечения от несанкционированного доступа из Интернета, аренду каналов связи и т. д. Его стоимость может составлять десятки тысяч долларов и выше. Основными причинами для выбора такого варианта могут быть достаточно высокое количество посетителей, потребность в доступе к программному обеспечению сервера, администрирование которого поставщик услуг обеспечить не может, потребность в непосредственном доступе к данным веб-сервера и др. Собственный сервер может быть оправдан для использования в крупных корпорациях, интегрировавших внутренние базы данных с интерактивными функциями вэб-сайта; а также имеющих как основной, так и резервный канал с пропускной способностью не менее 150 Мб/сек; соответствующие сложные системы обслуживания и обеспечения безопасности. Промежуточным является второй из указанных вариантов, когда веб-сервер находится на территории поставщика, что позволяет сэкономить на стоимости аренды выделенных каналов связи и его администрировании.

В силу того, что выбор поставщика услуг Интернета является ответственным решением, кроме информации об уровнях цен на предоставляемые услуги необходимо получить как можно больше сведений о самой компании. Это может оказаться сложной задачей, но ее необходимо решить, чтобы обеспечить качественную надежную работу сервера и обезопасить себя от смены поставщика.

При выборе наиболее подходящего поставщика необходимо изучить следующие вопросы:

- Каким каналом или каналами связи с Интернетом располагает поставщик?

- Какое оборудование и программное обеспечение используется поставщиком?

- Обеспечивается ли достаточная надежность работы web-сервера?

- Поддерживается ли на достаточном уровне защита информации?

- Предоставляется ли возможность получения статистической информации?

Природа Интернета и предоставляемые им возможности позволяют расположить веб-сайт практически в любой точке мира. Достаточно сложно однозначно ответить на вопрос, в какой стране и в каком конкретно регионе лучше выбрать сервер. Это зависит от нескольких факторов, включая географическое расположение аудитории (большинство проектов в Интернете являются национальными, и поэтому часто вопрос об использовании зарубежных провайдеров не возникает: белорусские сайты располагают на белорусских серверах, немецкие – на немецких и т.д.) и размера внешнего канала в Интернет. Чем ближе пользователь находится к серверу, тем быстрее будет происходить обработка запросов.

5. Регистрация сайта в каталогах и поисковых системах.

Очень важный критерий доступности сайта – это легкое нахождение его с помощью основных поисковых систем и тематических каталогов Интернета по ключевым словам и фразам, характеризующим сферу деятельности или само предприятие. Статистика переходов свидетельствует о том, что около 85 % посетителей попадают на сайты с поисковых систем.

Для того, чтобы потенциальные партнеры могли найти производителей необходимой им продукции или услуг, вводя соответствующие запросы в поисковые системы и каталоги, необходима регистрация сайта в различных системах и каталогах. Причем, это должны быть как наиболее популярные системы, например, Google, Yandex, Yahoo!, Baidu и т.д., так и специализированные отраслевые системы.

Часто разработчики сайта предлагают услуги по его регистрации. Можно воспользоваться их предложением, однако следует учитывать, что предлагаемая некоторыми компаниями автоматическая регистрация в сотнях каталогов и поисковых системах нередко приводить к обратному результату – сайт попадает в «черный список» каталога и может никогда не попасть в каталог реально после неумелой регистрации. Поэтому необходимо, чтобы сайт регистрировался отдельно в каждом из каталогов (систем) в соответствии с их правилами и процедурами регистрации.

Существует также возможность платной регистрации (от нескольких десятков до сотен долларов США) во многих каталогах. В таком случае сайт гарантированно попадает в список или даже может занимать выгодное место в этом списке. Такой вариант может быть использован, если предварительные исследования покажут, что потенциальные клиенты будут использовать конкретные интернет-каталоги для поиска предприятия.

В случае, если имеется убедительное предположение, что пользователи будут применять определенные поисковые службы, имеет смысл приобретения платной услуги, выдающей сайт на первых позициях в случае осуществления поиска по заданным ключевым словам (фразам). Такая услуга в настоящее время предлагается многими поисковиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: