Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса

Вообще говоря, воспитание считают достаточно часто основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий: воздействие на человека социального строя и окружающей действительности (1); передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта (2); весь учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении (3); специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов (4); формирование отдельных качеств (5).

Фактически первое из перечисленных значений термина воспитание является объектом исследований социологии, второе носит философский характер, третье является синонимом термина «образовательный процесс» (на основе которого педагогика оказывается наукой об образовании, в которое входит и воспитание, и обучение). Наконец, именно четвертое значение с добавлением ограничения «в образовательном учреждении» соответствует тому, что вкладывается в понятие «воспитание школьника», «воспитание студента», как в специфическую деятельность школьных педагогов-воспитателей или руководящего и преподавательского состава высшего учебного заведения, направленных на становление у воспитываемого желаемых нравственных качеств. Чаще всего в педагогической литературе не указывается о каком из значений термина «воспитание» идет речь: считают, что это значение легко определяется из контекста. Это, конечно, допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного направления, педагогики в целом. Процессы усвоения социальных норм начинаются у индивида еще в младенчестве, а все более разнообразное осознание особенностей жизни в конкретном обществе продолжается всю жизнь. По своей сути, это все процессы, обеспечивающие становление личности, результат которых обозначается термином «социализация», которым и целесообразно пользоваться.

Приняв в качестве основы определение, что воспитание в высшей школе специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием, можем представить объем работы в этом направлении, даже в традиционном вузе при очной форме обучения. Мало кто еще задумывался, что и как надо делать со студентами в виртуальных вузах в части воспитательной работы[4].

Тем не менее, несмотря на «неясность» понятия, ясно одно, что актуальность этой проблемы не вызывает сомнений и подтверждается принятием к разработке проектов под патронажем Минобразования РФ под названием «Современная система воспитания студентов вузов», проводимая в НИИ высшего образования. При решении данных проблем


вполне можно взять за основу разработанный к настоящему времени в НИИ ВО научный труд под названием «Концептуальные основы формирования социально - активной личности студентов» и развить его, учтя особенности обучения в современных ИОС.

В заключение комментария хотелось бы сказать, что не вызывает сомнения тот факт, что в современной ИОС мы с большой вероятностью обеспечим студентов знаниями и умениями. Но что это будут за личности? Учеба в Интернет - это, по большей степени, самостоятельная работа в отрыве от обычного человеческого общения. Вполне возможно, что это будет монстр, начиненный знаниями, который будет более опасен для общества, чем менее образованный добропорядочный человек, как на то указывал великий русский философ А.И. Ильин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: