Права и обязанности преподавателя и студента в системе открытого образования
Виды и нормирование труда преподавателя при подготовке и проведении занятий в системе открытого образования. Правовое обеспечение деятельности региональных учебных центров и филиалов.
Конечно, не надо забывать и о студенте (обучающимся). Нам хотелось бы обратить внимание на тот любопытный факт, который не находит отражения в теории и практике подготовки учебного процесса. Постоянно говорят о подготовке (переподготовке) преподавателей, разработке учебного материала, но забывают о том, что надо готовить и студентов к тому, чтобы обучаться в ИОС. В традиционном учебном процессе мы действовали «по умолчанию» - студент умеет читать и писать и говорить, передвигаться в пространстве, чтобы посещать очные занятия в аудитории, - и этого минимального набора требований (и, конечно, определенного интеллектуального багажа) достаточно, чтобы организовать учебный очный учебный процесс. В СОО ему, как негде ранее, надо будет научиться учиться.
|
|
Теперь же, чтобы обучаться в Интернет надо, как минимум, иметь доступ к техническим средствам ИКТ и обладать информационной культурой, которая может рассматриваться как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества[3].
Уровень развития общества определяется уровнем его интеллектуализации, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда.
Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода (Рис. 2.5.1).
|
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА | ||||||
.Умение пользоваться техническими средствами ->от телефона, компьютера до компьютерных сетей | ||||||
ь | ||||||
►Умение пользоваться программными продуктами. | ||||||
р | ||||||
—* | Умение извлекать и эффективно использовать информацию | |||||
Умение пользоваться техническими средствами – | ||||||
от телефона, компьютера до компьютерных сетей | ||||||
^Умение работать с различной информацией. | ||||||
Знание особенностей потоков информации в своей области деятельности | ||||||
Рис 2.5.1. Структура понятия информационная культура