Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

Целостность, оптимальность, эффективность и результативность как основные признаки педагогической технологии обеспечиваются це­лым рядом условий. Одним из обязательных справедливо считается знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащих­ся. Технология управления конфликтными ситуациями предусматрива­ет диагностику конфликтогенности школьников. Диагностика исход­ного уровня этого интегративного свойства индивидуальности состав­ляет одно из условий оптимальности рассматриваемого вида педтехно­логии.

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтоген­ности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диаг­ностической беседы, анкетирование.

Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложе­ния” и тест Томаса.

Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах индивидуальности. Каждому данному на продолжение высказыванию соответствует тот или иной признак. Далее в таблице показано это соотношение.

Таблица 3

Соотношение незаконченных предложений

с признаками конфликтогенности

Незаконченное предложение Диагностируемый признак в основных сферах
1. Я считаю, что конфликт - это... Адекватное понимание ко­нфликта (осознание реаль­ного противоречия)
2. Когда я вижу, что человек неправ, то... Гибкость ума, внимание к условиям конфликта
3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства... Эмоциональный фон конфликта
4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что... Мотивы конфликтного поведения
5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как... Тенденция избежания конфликта
6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как... Отношение к эмоциональ­ным конфликтам
7. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как... Отношение к деловым конфликтам

Обработка. Высказывания учащихся интерпретируются по табли­це типичных высказываний учащихся.

Таблица 4

Типичные высказывания учащихся к тесту “Незаконченные предложения” на выявление уровня развития конфликтогенности

Уровни развития вид мотивации низкий деструктивная средний непродуктивная высокий конструктивная
Предложения теста Типичные высказывания
1. Я считаю, что конфликт - это... Недовольство кем-то или чем-то, люди ругаю­тся, ссорятся Непонимание друг друга; ссо­ра; несовпадение идей Разногласия между людьми; столкновение разных мнений
2. Когда я вижу, что человек не прав, то... Я скажу все, что о нем думаю; я прямо говорю ему об этом Пытаюсь объяс­нить, но если не получается, то просто замол­каю Прежде, чем вы­сказать свое мне ние, объясню, в чем, по-моему, он ошибается
3. На конфликт со взрослым ме­ня толкают сле­дующие чувства Когда я злюсь; меня они бесят; когда меня заде­ вают Когда они меня чем-то обидели или оскорбили Ущемленное чу­вство собствен­ного достоинст­ва
4. Я пойду на от­ крытое столкно­вение с челове­ком, потому что Человек тупо на­стаивает на сво­ем; меня обвиня­ют в том, что я не делал; меня не понимают Меня как-то унизили; не хо­тят меня понять Человек пред­ставляет опас­ность для меня и окружающих
5. В конфликт­ной ситуации я постараюсь избе­жать столкнове­ния, т.к.... Вряд ли я поста­раюсь это сде­лать; не буду стараться избе­гать Не люблю ссори ться и ругаться; боюсь оказаться в трудном поло­ жении Не хочу портить себе настроение; партнер обид­чив; есть дела поважнее
6. Я думаю, жить без конфликтов можно и нужно, так как... Это сохраняет нервную систему Это сохраняет хорошее настро­ ение Любые пробле­мы можно ре­шить мирным путем
7. Я думаю, что прожить без кон­фликтов нельзя, так как... Это разрядка от­рицательных эмоций Я так не думаю Сколько людей, столько мнений; иногда надо и защищаться

С помощью теста Томаса (См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995 - С. 289 - 291) оказывается возможным определить предпочитаемый учащимся стиль поведения в ситуациях разногласий. Данные теста дополняют выявленный тестом “Незаконченные предложения” уровень развития конфликтогенности.

Наблюдение. Примерная программа наблюдения:

1. Настроение школьника на уроке (в основном хорошее, спокой­ное, равнодушное, угнетенное, тревожное, тягостное и т.п.).

2. Типичные ситуации, при которых учащийся испытывает неуве­ренность в себе, беспокойство, (опрос, участие в дискуссионных и про­блемных формах обучения, контрольная работа и т.п.).

3. Участие в конфликтных ситуация (никогда ни с кем не конфлик­тует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвен­ные конфликтные ситуации и т.п.).

4. Объект конфликта, в котором участвует школьник, (несправед­ливые действия учителя: заниженная оценка, несправедливое требова­ние и т.п.; непедагогические действия учителя: грубость, жестокость, оскорбление и т.п.; отсутствие педагогических умений: учитель непо­нятно объясняет, проводит неинтересный урок, не дает высказать соб­ственную точку зрения, навязывает свои идеи и оценки и т.п.; прояв­ление неприязни к учителю и т.п.).

5. Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения бо­рьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации).

6. Формы конфликтного поведения (молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика, едкие замечания, про­должает действовать, как будто ничего не произошло; стремиться до­казать, что другой человек не прав; ссориться, применяет физическое насилие, призывает на помощь союзников для поддержки, уступает, ищет справедливого исхода, предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз, использует разные стратегии в зависимости от условий и т.п.).

7. Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие школьник, (ситуации по поводу внешнего вида, учебной деятельности, отношений; деловые или эмоциональные конфликты).

Диагностическая беседа. Примерные вопросы. 1. С каким настрое­нием ты чаще всего идешь в школу? 2. Много ли у тебя друзей среди одноклассников? 3. Бывают ли у тебя конфликты с учителями? Как ча­сто? 4. Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же? Объ­ясни свое мнение. 5. Если в момент спора ты понимаешь, что не прав, то как поступишь? 6. Назови “учительские ошибки”. и т.д.

Эти вопросы можно использовать и в анкетировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: