Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Формирования мотивации учения школьников возможно различ­ными средствами. Каждое средство будет иметь наиболее продук­тив­ную характеристику, если сопровождается хорошо организо­ванным познавательным общением. Активизация учебной деятельнос­ти дос­тигается через задаваемые учителем формы индивидуальной и груп­повой работы: кооперация, конфликт и соревнование. Остановим­ся на приемах создания познавательного конфликта. Они призваны, с одной стороны, актуализировать интеллектуальный потенциал учащи­хся, с другой стороны, учить школьников терпимости к противопо­ложному мнению, тренировать умения конструктивного спора.

Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации. Конфликтая ситуация такого рода должна соз­даваться на актуальном для школьников материале, включать прогноз позиций и реакций лидеров мнений, определение острых и спорных во­просов. Таких “болевых точек” должно быть не более пяти.

Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых дискуссионных форм обучения. Поскольку дискус­сия в принципе невозможна без плюрализма взглядов, отношение к ко­нфликту со стороны педагога не должно быть негативным. Более того, ему надо стремиться задавать его самому между собой и группой, груп­пой и группой. Для этого рекомендуется использовать следующие при­емы: 1) отрицание ведущим (учителем или учащимся) предложенного группой учащихся решения; 2) утверждение, защита, отстаивание веду­щим альтернативного решения; 3) имитация непонимания руково­дителем сути вопроса.

При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, де­тализировать. Эти самым актуализируется стремление школьников обострить конфликтную ситуацию, желание отстоять собственное мне­ние. Высказанная идея вновь и вновь прорабатывается участниками, отыскиваются более веские аргументы в ее пользу.

Для активизации конструктивной мотивации конфликта возмож­но применение серии иных приемов, например, расслоение участников дискуссии на микрогруппы с последующей взаимной критикой альтер­нативных решений. При таком переносе содержательного конфликта в межгрупповую сферу у ведущего появляется возможность возвратить участников к основанию проблемы и рассмотреть ее заново, стимули­ровать желание отстоять их собственное мнение, получить признание, самоутвердиться. Для того чтобы управлять развитием созданного по­знавательного конфликта, с целью предупреждения эмоциональных ко­нфликтов, в моменты наивысшего накала страстей при конфронтации мнений учителю рекомендуется: 1) прервать обсуждение и дипломатич­но обобщить результаты; 2) предложить письменно-графическое реше­ние проблемы разными микрогруппами; 3) предоставить слово более флегматичным учащимся; 4) отобрать экспертов для оценки каждого из предлагаемых решений.

В условиях факультативных занятий, материалом для которых мо­жет послужить описывающее достаточно ярко выраженное разно­гла­сие любое литературное или публицистическое произведение, а также биографический материал участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конструктивного конфликтного взаимо­действия. Здесь моделирование конфликтных ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов: а) драматизация конфликта; б) управ­ление конфликтом; в) третий нелишний. Остановимся подробнее на этих приемах.

Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэ­тапное использование техники драматизации конфликта.

На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуа­цией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом, в случае если оппо­нент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает часто, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сы­грать свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “акте­ром”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажим­щика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.

На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемлен­ного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, ко­торый ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы. После чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущем­лен­ным” собственных действий порождает протест у “виновника” раз­ног­ласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.

На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изоб­разить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недо­вольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажим­щика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как именно “недовольно­му” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирования.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступа­ет не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что несомненно вносит вклад в развитие их гибкости ума и мотивации конфликта. Это способ­ствует переводу школьников на более высокий уровень развития кон­фликтогенности. Однако, чтобы этот результат оказался достигнутым, учителю необходимо в моделировании конфликтных ситуаций руко­водствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от рас­сказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменя­ю­щее лицо (“актера”); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) ак­тивное привлечение аудитории для игрового воспроизведения конф­ликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в кон­ф­ликтных ситуациях.

Управление конфликтом. Из числа участников занятий выбирает­ся жюри. Два человека разыгрывают разногласие, последовательно применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, пред­ложенные психологами (7).

1. Определение необходимости обострения конфликта. Это проис­ходит во время ответа на вопросы (ответы можно давать вслух или за­писывать, обсуждать их нельзя): а) Возможно и желательно ли устра­нение противоречия? б) Если до, то нет ли мирных средств для его раз­решения? в)Если нет, то хватит ли сил на то, чтобы выиграть конф­ликт? г) Если нет, то как долго он может длиться (это нужно, чтобы знать, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?

2. Полный контроль за своим конфликтным эмоциональным сос­тоянием.

3. Анализ подлинных причин конфликта.

4. Локализация конфликта, т.е. установление его четких границ, максимальное стремление к сужению области противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение со­бственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении “противной” стороны.

6. Переформулирование аргументов оппонента, выделении в них опорных смысловых моментов.

7. Достаточная активность, которую можно сохранять, задавая: а) эмоциональный тон отношений (“Давай-ка говорить спокойно”); б) те­му разговора (“Мы не о том говорим, вернемся к...”); в) языковой стиль (без грубости и пошлости); г) роли и степени строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и ам­п­луа).

Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем из семи составляющих управление конфликтом.

Третий нелишний. Главным действующим лицом здесь выступает не кто-то из конфликтующих, а “третейский” судья” - человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого “косвенного разрешения конфликта”, предложенные психологами:

• принцип выхода чувств (предоставление возможности беспрепят­ственно выразить свои отрицательные эмоции).

• принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому - а неправы обычно оба, - которое чаще всего приводит к раскаянию).

• принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для кон­фликтующих) - использование обоюдоизвестного и уважаемого ими лица в качестве “посланца доброй воли”.

• принцип принудительного слушания (когда “третий” предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они по­в­торят последнюю реплику, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга, и это соответственно снижает накал страстей).

• принцип обмена позиций (тот же “авторитетный третий” пред­лагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга про­должать ссору).

• принцип расширения духовного горизонта спорящих (за счет за­писи ссоры на магнитофон).

Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается. Таким образом, вовлечение в различные упражнения и ролевые по­зи­ции школьников позволяет педагогу реализовать педагогические це­ли развития их уровня конфликтогенности в процессе организации, проведения, управления и моделирования конфликтных ситуаций как на уроке (познавательное общение), так и во время факультативных занятий.

Вопросы и задания.

1. Спpогнозиpуйте ситуации, в котоpых будет эффективно пpиме­нение стиля конкуренции; укажите условия, наличие котоpых сделает пpименение этого стиля эффективным.

2. Как лучше уклониться от конфликтной ситуации?

3. Определите педагогическую позицию по отношению к конфлик­там?

4. Что понимается под управлением конфликтной ситуацией в уче­бно- воспитательном процессе?

5. Раскройте содержание “конфликтогенность”.

6. Какие признаки конфликтогенности выделяются в основных сферах индивидуальности школьника?

7. Дайте характеристику уровней развития конфликтогенности.

8. Перечислите средства диагностики конфликтогенности школь­ников.

9. В чем состоит задача учителя по предупреждению инцидента в конфликтной ситуации?

10. Назовите основные приемы управления конфликтной ситуа­цией.

11. Осветите методику моделирования познавательного конфликта в процессе обучения.

12. Какие упражнения формирования умений и навыков конструк­тивного конфликтного взаимодействия может использовать учитель на факультативных занятиях.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М., 1989.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на лю­дей. - М., 1990.

4. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологи­ческого тренинга. - Ярославль, 1992.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.

6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М.,1994

7. Конфликтология. Лекции /Сост. Войтова С.А., Зубань Е.Н. - Л., 1992.

8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разре­шать конфликты. - М., 1992.

9. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994.

10. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей // Вопр. психологии. 1988. №1.

11. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993. 12. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1992.

13. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие..............................................................................................

Часть первая. Дидактические системы и технологии

Лекция 1. Дидактические системы...................................................

Лекция 2. Педагогические технологии и инновации........................

Лекция 3. Концепции и технологии обучения..................................

Часть вторая. Дидактическая система проблемно - развивающего

обучения

Лекция 4. Сущность проблемно-развивающего обучения............

Лекция 5. Цели процесса проблемно-развивающего обучения.......

Лекция 6. Содержание образования..................................................

Лекция 7. Формы проблемно - развивающего обучения..................

Лекция 8. Методы обучения..............................................................

Лекция 9. Компьютерные средства обучения...................................

Лекция 10. Принципы проблемно - развивающего обучения..........

Часть третья. Педагогическая конфликтология

Лекция 11. Основные категории педагогической конфликтологии..

Лекция 12. Стили поведения в ситуациях разногласия......................

Лекция 13. Технология управления конфликтными ситуациями......

ОЛЕГ СЕМЕНОВИЧ ГРЕБЕНЮК

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

Св. тем. план 1996 г. Лицензия №020345 от 27.12.1991 г.

Редактор Л.Г. Ванцева. Технический редактор Л.В.Карпеко.

Корректор Н.Н.Мартынюк. Оригинал-макет подготовлен

лабораторией оперативной полиграфии

Подписано в печать Формат 60х90 1/16.

Бум. для множит. аппаратов. Усл. печ. л..

уч.-изд. л.. Тираж экз., заказ

Калининградский государственный университет,

236041, Калининград обл., ул. А.Невского, 14.

Лаборатория оперативной полиграфии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: