Деятельностный подход в решении проблем образования личности

Н.А. Алексеева утверждает, что деятельностный подход представляет собой теорию, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности [26, с. 47].

Актуальность деятельностного подхода определяется следующими факторами (рис. 2.1).

Во-первых, деятельность выражает уровень активности личности учащегося, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром. Роль деятельности в образовании личности трудно переоценить.

Во-вторых, смена парадигмы современного образования - гуманизация всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

В-третьих, актуальность деятельностного подхода определяется также исходя из закона психологии о единстве деятельности и развития личности (С.Л. Рубинштейн), который носит всеобщий характер [97, с.129].

Рис. 2.1

Структура деятельности

В процессе овладения деятельностью важным является вопрос об уровне, на котором эта деятельность может быть реализована. Наиболее распространенным является вариант, предложенный Д.Н. Богоявленским. По его мнению, любая деятельность может быть реализована на репродуктивном (низший), эвристическом (средний), креатином (высший) уровнях [25, с. 177].

Кроме того, любая деятельность может носить активный или пассивный характер. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека.

Таким образом, через организацию внешней деятельности можно организовать деятельность внутреннюю, мыслительную (рис. 2.2).

Анализ основных положений теории деятельности дает возможность выделить следующие методологические требования к реализации исследований педагогических явлений.

1. Образование (воспитание, обучение и развитие) личности может быть обеспечено только путем овладения ею деятельностью.

2. Овладение деятельностью является условием (основанием) формирования активной личности.

3. Эффективный характер образования может быть обеспечен только при наличии признаков деятельности - предметность, целенаправленность, преобразующий характер, структурность.

4. Образование осуществляется путем поэтапного овладения деятельностью на любом уровне путем перехода из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план.

Рис. 2.2

Связь элементов деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: