double arrow

Глава II. Реализация личностного подхода

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Исследование личностного подхода в процессе обучения

У школьников

С точки зрения Н.А. Алексеева анализ практики образования, работ по теории обучения, воспитания и развития личности приводит к выводу о необходимости комплексного использования положений следующих современных подходов к решению педагогических проблем - личностно-ориентированный, деятельностный, системный, технологический, ценностно-ориентированный, синергетический, процессуальный и целый ряд других активно реализуемых подходов. Анализ диссертационных исследований последних пяти лет показывает, что уже невозможно решить ту или иную проблему исследования в рамках одного какого-либо подхода [17, с. 219].

Решение возможно только при условии максимально полного учета требований нескольких взаимосвязанных подходов. Для этого нам представляется необходимым четкое выделение границ применимости подходов, уточнение их сущности. Это возможно, если определены методологические аспекты философского и общенаучного уровня методологии. Это нами в основном сделано.

Разработка и реализация каждого подхода, на наш взгляд, может быть осуществлена по определенному алгоритму. В частности, мы в своих исследованиях и исследованиях наших аспирантов реализуем следующий алгоритм (обобщенный план разработки):

1. Выделение положений в основании подхода.

2. Выделение ключевых понятий подхода.

3. Установление признаков ключевых понятий подхода, установление их структуры и взаимосвязи.

4. Формулировка положений подхода, выполняющих роль требований к деятельности педагога-исследователя.

5. Описание процедуры реализации подхода в процессе решения поставленной проблемы или задачи.

При разработке данного алгоритма мы исходили из понимания подхода как теории, имеющей следующую структуру:

· основания теории;

· ядро теории (понятия, закономерности и принципы);

· следствия теории (требования и процедура их реализации на практике).

Как показывает опыт наших исследований данный алгоритм оказывается в достаточной степени эффективным.

При этом понятие «подход» мы рассматриваем как теоретическое основание, базу исследования, определяющие:

· выбор предмета исследования;

· постановку цели, формулировку задач исследования;

· процесс решения задач;

· оценку полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: