double arrow

Теории личности

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее попу­лярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым.

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид — это человек как единичное природное существо, предста­витель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Одна­ко и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства - кон­ституциональные (общесоматические), нейродинамические и билате­ральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства - структуру ор­ганических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой диморфизм и возраст.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают си­стемное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темпера­мент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целе­направленного поведения и как следствие — преобразования окружаю­щего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой чело­века как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представи­тель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность. Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный харак­тер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество под­структур.

Низшим уровнем личности является биологичес­ки обусловленная подструктура, в которую входят возраст­ные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструкту­ра включает в себя индивидуальные особенности психи­ческих процессов человека, т. е. индивидуальные проявле­ния памяти, восприятия, ощущений, мышления, способ­ностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Далее, уровнем личности является также ее индивидуаль­ный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта под­структура формируется преимущественно в процессе об­учения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем лич­ности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеж­дения человека, его мировоззрение, особенности характе­ра, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влия­нием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого чело­века, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко по­нять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления ис­следования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определе­ние типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

В современной психологии выделяют семь основных подходов (направлений) к изучению личности, в рамках которых создаются соответствующие теории личности:

Психодинамический (глубинный) подход. В основе лежит психоаналитическая теория, создателем которой является З. Фрейд. Согласно этой теории, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Аналитический подход. Автором данного подхода является создатель аналитической теории личности - Карл Густав Юнг. Главные источники развития личности – врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – архетипы. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через сновидения и отношения к символам культуры и искусства.

Гуманистический подход (представители Карл Роджерс, Абрахам Маслоу). Главные источники развития личности – врожденные тенденции к самоактуализации.

Когнитивный подход (Джордж Келли). Единственное, что человек хочет знать в жизни. – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главный источник развития личности – среда, социальное окружение.

Поведенческий подход (Уотсон, Скиннер, Бандура, Роттер). Главный источник развития личности – среда.

Деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн. А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств, главный источник развития личности – деятельность.

Диспозициональный подход (представители Э. Кречмер, Айзенк, Олпорт). Главный источник развития личности – факторы генно-средового взаимодействия)

Дискуссии между представителями разных направлений не утихают и сейчас.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Однако с тем, что личностью человек не рождается, а становится, сегодня согласно большинство психологов. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

В широком, традиционном смысле личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят биологические, психологические, социальные характеристики человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: