Психолого-педагогические основы взаимодействия с семьей школьника. Работа школы с семьей

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе.

Во взаимодействии и способах установления контактов с семьей необходимо соблюдений некоторых психолого-педагогических правил.

1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Важнейшей задачей учителя является установление контактов с семьей. Важнейшими из форм установления контактов с семьей являются посещение семьи школьника и общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Установлению контактов с семьей способствует пропаганда семейного воспитания.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия – родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, комиссии и т.п.

Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы относятся следующие:

1. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к активным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

2. Поклассный педагогический всеобуч лучше начинать в I – II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению.

3. Университеты педагогических знаний предлагают более сложные формы работы с родителями по теории овладения теорией воспитания.

4. Итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания

5. День открытых дверей или родительский день.

6. Классные родительские собрания с проблемной формулировкой темы (например, «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?»).

Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы. К ним относятся: посещение семьи, педагогическое поручение, наиболее распространенная форма – педагогические консультации и другие.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные функции семьи.

2. Что составляет содержание семейного воспитания?

3. Назовите основные методы и средства воспитания в семье.

4. Охарактеризуйте основные модели взаимоотношений родителей и детей в семье.

5. Каковы основные формы взаимодействия школы и семьи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: