double arrow

Теория управления как наука, ее методологические основы

Теория управления – это наука, изучающая закономерности процесса управления и формирование отношений, возникающих в процессе управления.

Предметом изучения теории управления является процесс управления разнообразными видами деятельности, осуществляемыми в учреждении (организации) в соответствии с содержанием работы, общими и специальными функциями руководителей.

Теория управления позволяет осмысленно подойти к построению управляющей и управляемой подсистем, соотнести методы управления и с их помощью упорядочить процесс управления, эффективно использовать технические средства управления.

Теория управления образовательной системой как целостная наука изучает следующие вопросы:

• методологические аспекты управления образовательной системы;

• структуры системы управления (статическую и динамическую);

• объективно-субъективные тенденции развития системы управления образовательной системой в перспективе;

• содержание процесса управления и его специальные и общие функции с учетом специфики образовательной системы;

• принципы, на которых строится как процесс управления образовательной системой, так и процессы взаимосвязи с внешними системами (в т. ч. с вышестоящими инстанциями);

• формы и методы управления образовательной системой, методы и приемы воздействия на управляемую систему (технология принятия управленческих решений);

• создание материально-технической базы управляющей системы и техники управления;

• кадровая политика управляющей системы, централизованная подготовка кадров управления и их резерва и т. д.

Наука управления складывалась как межотраслевая область в ходе дифференциации и интеграции знаний. Изучение процессов управления образовательными системами обнаруживает необходимость использования знаний и положений философии, социологии, политологии, психологии, экономики, кибернетики, физиологии, этики и эстетики и других наук. Развиваясь на стыке различных отраслей знаний, наука управления позволяет увидеть научную взаимозависимость и на основе глубокого анализа разработать более совершенную систему форм и методов управления образовательными системами целостного характера. Исследователи вполне правомерно относят ее как к теоретическим, так и прикладным наукам.

Особенности состояния теории управления в целом и образовательными системами, в частности, характеризуют следующие методологические подходы: конкретно-исторический, комплексный, процессный, системный и ситуационный.

Конкретно-исторический подход предполагает прямую и непосредственную зависимость процессов управления образовательной системой (напр., школой) и существующих в них отношений от реального воздействия педагогических факторов, ей присущих. При этом следует постоянно учитывать, как эти факторы изменяют и развивают систему управления. К примеру, современная образовательная система любого уровня в системе непрерывного образования подлежит реформации (перестройке), что не может не сказаться на системе управления (на управляющей и управляемой подсистемах). Данный фактор повлечет за собой изменения в управляющей системе, будет способствовать ее дальнейшему развитию, что непосредственно скажется на дальнейшем развитии и управляемых подсистем.

Комплексный подход к исследованию проблем управления связан с необходимостью использования методов исследования смежных наук, так как сам процесс управления многоаспектен и рассмотрение происходящих в нем явлений в их взаимосвязи позволит разработать рекомендации для руководителей образовательных систем различного типа и уровня.

Процессный подход рассматривает в целом процесс управления как хронологически упорядоченную и циклически организованную систему управленческих функций. Следовательно, важным условием успешного управления является эффективность управленческих функций и правильная их соорганизация в рамках единого процесса. Любая организация, в т. ч. и образовательное учреждение, как система имеет свою внутреннюю логику и живет по своим взаимосвязанным законам. Отсюда важнейшим условием эффективного управления заключается в учете этой системной логики образовательного учреждения.

Системный подход в исследовании позволяет увидеть в целом всю систему управления, ее управляющую и управляемую подсистемы. В свою очередь каждую из подсистем можно представить системой, с присущей ей подсистемами – и так далее до простых единиц (элементов), которые не могут быть раздроблены. Данная технологическая процедура управления образовательной системой различного уровня позволит установить связи между всеми системами и подсистемами ее, являющиеся отражением необходимых отношений.

Такая структурная иерархия (по вертикали и горизонтали) позволяет увидеть не только все ступени структуры управления, но и представить иерархию задач («древо задач»), понять каждую ступень управления в ее функциональном значении.

В теории управления новым и достаточно распространенным в настоящее время является ситуационный подход, который тесно связан с системным. Согласно этой связи, любая организация (в т. ч. и образовательная система) – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. В результате такого взаимодействия (приспособления) в образовательной системе различного уровня происходят различные внутренние изменения. Следовательно, главная причина этих изменений находится в той ситуации, в которой она функционирует. Поэтому в данном подходе понятие ситуации стало ключевым. Ситуация определяется как конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию в данное время. В свете этого подхода, искусство руководства заключается в умении правильного выбора оптимальных приемов и способов руководства, определяемые не всеобщностью характера и своей универсальностью, а именно ситуацией управления.

Одной из главных методологических проблем теории управления является проблема закономерностей процесса управления. В исследованиях, посвященных образовательным системам (в частности, школе), этой проблеме ученые уделяли наименьшее внимание.

Только такой руководитель школы или другого образовательного учреждения, который понимает, каким закономерностям подчинен процесс управления, сможет дать глубокий анализ происходящим в учреждении процессам, явлениям, фактам и принять необходимое и правильное решение.

Учитывая требования объективных закономерностей управления, руководитель сумеет не только создавать условия, соответствующие им, но и реально будет видеть пути совершенствования всей системы управления.

Кроме того, без знания объективных закономерностей системный подход к управлению невозможен. Охарактеризуем их.

Закономерность единства системы управления школой (следует понимать любое ОУ различного уровня) - отражает такие взаимоотношения между элементами системы управления, которые позволяют судить о целостной самостоятельности каждого элемента и его зависимости от других элементов системы. Она характеризует достаточно сильную устойчивость внутренних связей в системе управления. С одной стороны, данная закономерность сохраняет целостное существование всей системы управления, с другой – существующие внутренние связи между отдельными элементами систем и подсистем останутся устойчивыми даже в условиях достаточно сильных изменений внешней среды.

Так, система управления служит механизмом поддержания целостности государственной системы непрерывного образования, являясь также единой и целостной:

• управление школой осуществляется на основе единого общественного интереса, что способствует созданию единой, многоступенчатой структуры системы управления;

• подчиненность и соподчиненность в работе разных элементов структуры управления определяются единством существующей цели;

• временные нарушения в функционировании отдельных элементов системы управления не нарушают целостности ее функционирования;

• существует сложная цепь отношений в структуре системы управления, проявляющаяся через коммуникативные связи от верхних уровней иерархии до низших ее ступеней, и эта цепь неразрывна;

• несмотря на существование на разных ступенях разнообразных организационных форм управления, отношения между управленческим аппаратом разных ступеней также устойчивы;

• механизм управления школой функционирует на всех ступенях управленческой иерархии в системе разнообразных отношений: финансово-экономических, организационно-педагогических, организационно-технических, социально-психологических, но все они подчинены единой цели;

• школа имеет материально-техническую базу, являющуюся общественной собственностью, следовательно, и объективной основой единства системы управления;

• как общественная собственность требует единой системы управления, так и единая система управления поддерживает общественную собственность и существующие производственные отношения;

• все объективные законы развития общества и производства в своей совокупности действуют и определяют характер системы управления.

Единство системы управления школы, как закономерность, обусловливает целостную четкость, координацию и согласованность, пропорциональность и гармонию функционирования школы, и, опосредованно, всей многоуровневой системы непрерывного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: