Менеджмент (от англ. menegement – управление, заведование, организация) – искусство управления. Это:
• конкретная деятельность по управлению людьми или структурами;
• отрасль науки, изучающая теорию и практику деятельности;
• категория управленцев (менеджеров);
• процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет действия к общим целям;
• это социальный процесс, в ходе которого используемые ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, временные) оказывают влияние на действия людей и создают условия для достижения целей организации;
• это совокупность принципов, средств, форм и методов управления, применяемых в целях повышения эффективности производства.
Рассмотрим специфику педагогического менеджмента.
Педагогический менеджмент – управление, представляет собой:
• целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.);
|
|
• комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению эффективности последнего (В. П. Симонов).
Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета (деятельность управляемого объекта), продукта (информация), орудия (слово, язык, речь) и результата (уровень обученности, воспитанности и развитости учащихся) каждого менеджера образовательного процесса.
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие педагога и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению свойств и качеств воспитуемых (единство воспитания и обучения).
Аспекты педагогического менеджмента:
1. Управленческий включает в себя: прогнозирование-программирование-планирование-организация-регулирование-контроль-стимулирование-коррекция-анализ.
2. Деятельностный аспект - взаимодействие, взаимозависимость структурных компонентов педагогического процесса: цель, мотив, содержание, средства, формы, методы, диагностика, результат.
3. Возрастной аспект – специфика управления педагогическим процессом в соответствии возрастным особенностям.
4. Содержательный аспект – концепция целостного развития личности Б. Т. Лихачева: совокупность культур: духовной, интеллектуальной, экологической, валеологической, художественной, экономической, правовой, сексуальной.
Функции педагогического менеджмента:
Целевые:
• становление, создание управляемой и управляющей систем авторской педагогической системы;
|
|
• поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;
• обеспечение оптимального функционирования системы.
• развитие системы (различные инновации, экспериментальные площадки).
Основные:
• принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы);
• организация выполнения принятых решений и планов (доведение принятого решения до исполнителя; материально-техническое обеспечение возможности данного решения, согласование плана с установками и потребностями личности исполнителя);
• предварительный, текущий и итоговый контроль (координирование деятельности исполнителей на основе информации; учет результатов деятельности; анализ и оценка ее эффективности на основании результатов).