Существуют различные трактовки понятия «управление». Отсутствие единого мнения в научной общественности объясняется, с одной стороны, тем, что данная проблема имеет многоплановый, межотраслевой характер и синтезирует в себе данные различных наук, с другой – существуют разные методологические подходы к характеристике процесса управления.
Процесс управления – это:
• упорядочение системы;
• последовательное выполнение функций управления;
• воздействие на конкретную систему, при котором достигается поставленная цель;
• руководство коллективом людей;
• сложный целенаправленный процесс воздействия управляющей системы на управляемый объект, используя различные методы и технические средства;
• воздействие на коллективы людей по координации и согласованности их деятельности и т.д.
Управление – это процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля деятельности работников, обеспечивающих достижение поставленных задач (Б. М. Ребус).
Управление – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития школы (М. М. Поташник).
В целом же под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
В научной литературе очень часто соотносят управление с понятием «руководство». Мнения специалистов расходятся: практики отождествляют оба понятия, теоретики же – наоборот (Н. А. Андрианов, М. М. Поташник, А. М. Моисеев и др.).
Мнения теоретиков также разделились на два фронта: одни считают «руководство» более широким понятием по содержанию, другие – рассматривают «руководство» как одно из управленческих действий (наряду с планированием, организацией и контролем).
А как соотносятся, например, понятия «социальное управление», «менеджмент» и «управление в образовании»?
Наиболее широким по смыслу является социальное управление, которое охватывает управление в различных социальных системах: от масштабов государства и общества до масштабов управления в различных сферах (в т. ч. и в образовании) и в отдельных социальных организациях (в частности, в учебных заведениях).
Менеджмент ученые понимают как управление социальной организацией, в т. ч. и в сфере образования. Также может рассматриваться в рамках социального управления на организационном уровне (здесь понятия могут совпадать).
Термин «управление в образовании» М. М. Поташник и А. М. Моисеев рассматривают как область социального управления. На уровне управления образовательным учреждением московские ученые говорят как о внутришкольном менеджменте, так и внутришкольном управлении. В контексте социального и человекоориентированного управления авторы склонны рассматривать их как синонимы, при всех очевидных отличиях между собой.
Специфика управления в условиях учебных заведений заключается в следующем:
• своеобразие отношений субъекта и объекта: объект управления одновременно и субъект;
• определенное соотношение нормированного и ненормированного рабочего времени;
• особенность стимулирования труда;
• возрастание роли экономических, организационно-педагогических и социально-психологических методов управления школой.
К основным понятиям теории управления относят функции управления.
Функции управления – это особый вид управленческой деятельности, определенное разделение труда и специализация в сфере управления.
Выделяют специальные, или конкретные (по принадлежности к сферам деятельности; должностные, функциональные обязанности директора, завуча и т. д.) и общие, или основные функции управления. К последним относятся:
Планирование – своеобразное определение задач, выполнение которых возлагается на все остальные функции. Тесно связана с прогнозированием (предвидение; как самостоятельная функция управления, служит переходным этапом от цели к разработке планов). Перспективные планы являются документами научного прогнозирования.
Организация – это организационные процессы; создание организационной структуры; функциональное разделение и координация видов работ между людьми в управляемой системе; расчленение во времени и пространстве необходимых мероприятий.
Координирование – установление гармонии между частями системы, установление соотносительности пропорций.
Контроль – проверка соответствия реального хода процесса планам, нормам, инструкциям, решениям; не констатация тех или иных фактов, а вскрытие причин существующих недостатков и выработка мер по их устранению; основной способ организации обратной связи, средство получения информации.
Регулирование – тесно связано с производительностью управленческого труда, с соблюдением правила исключения и правильной оценки важности дел. Рычагами регулирования выступают моральное и материальное стимулирования и текущее оперативное распорядительство.
Педагогический анализ – функция управления, целью которой является выработка рекомендаций по совершенствованию управления на основе изучения состояния дел, тенденции развития, объективной оценки результатов учебно-воспитательного процесса; средство исследования коллектива.
Функции управления одновременно могут рассматриваться и как стадии (этапы). В этом случае говорят о технологических функциях управленческой деятельности, характеризующих управленческий цикл:
1. информационно-аналитическая,
2. мотивационно-целевая,
3. планово-прогностическая,
4. организационно-исполнительская,
5. контрольно-диагностическая.