(семинар-практикум)
Целевая установка: закрепить теоретические положения по психологии личности и психодиагностике; сформировать умение составлять психологическую характеристику личности человека (сотрудника).
1. Подготовка к занятию:
· изучить рекомендуемую литературу по проблеме;
· составить психологическую характеристику личности на материалах своей личности или сокурсника (фамилии могут быть изменены); записать ее в рабочую тетрадь.
2. Ход занятия:
· дискуссия по теоретическим проблемам психодиагностики личности и ее психологической характеристики;
· обсуждение составленных студентами психологических характеристик личности.
3. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации для подготовки к практикуму
За одну-две недели студентам дается установка на проведение занятия в данной форме, сообщается цель. Им даются указания по самостоятельному изучению литературы, обобщению результатов самодиагностики к предыдущим темам, овладению основными понятиями, характеризующими структуру личности.
|
|
В ходе занятия студентам предлагают выполнить самодиагностику уровня развития личности.
Инструкция. Перед вами список из 16 личностных качеств. Отметьте выраженность у вас каждого из этих качеств, обведя кружочком соответствующую цифру. Цифра 1 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 10 – максимальную степень проявления качеств в правом столбце. Затем соедините линией все отмеченные цифры и вы получите индивидуальный профиль личности. Выполните задания, предложенные в таблице.
Норма выраженности качеств (1-16) для профиля личности специалиста:
1 – от 8 до 10 баллов; 2 – 8-10 баллов; 3 – 7-10 баллов; 4 – 5-8 баллов; 5 – 1-5 баллов; 6 – 8-10 баллов; 7 – 5-8 баллов; 8 – 6-8 баллов; 9 – 1-5баллов; 10 – 1-5 баллов; 11 – 4-8 баллов; 12 – 7-9 баллов; 13 – 5-10 баллов; 14 – 3-7 баллов;
15 – 8-10 баллов; 16 – 5-8 баллов.
Личностные качества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Личностные качества |
1. Замкнутость, скрытость | Общительность, открытость | |
2. Низкий интеллект | Высокий интеллект | |
3. Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная устойчивость | |
4. Склонность к подчинению, покорность, мягкость | Склонность к доминированию, твердость, упрямство | |
5. Сдержанность, рассудительность, внимательность, серьезность | Восторженность, импульсивность, невнимательность, беспечность | |
6. Недобросовестность, игнорирование общественных норм | Совестливость, высокая нормативность поведения | |
7. Робость, застенчивость, осторожность | Смелость, склонность к риску, предприимчивость | |
8. Жесткость, суровость | Мягкость, чувствительность | |
9. Доверчивость | Подозрительность | |
10. Практичность, объективная оценка реальности | Непрактичность, богатое воображение, погруженность в себя | |
11. Прямолинейность, непосредственность поведения | Дипломатичность, расчетливость | |
12. Тревожность, неуверенность, чувство вины | Спокойствие, уверенность в себе, беспечность | |
13. Консерватизм | Склонность к новому | |
14. Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение (конформизм) | Независимость к мнению окружающих, стремление действовать, исходя из собственных убеждений | |
15. Низкий самоконтроль, недисциплинированность | Высокий самоконтроль, самодисциплина | |
16. Расслабленность, низкая мотивация | Напряженность, вызванная большим стремлением к успеху |
Студентам предлагается разделиться на группы по 2-3 человека и проделать аналогичную процедуру, оценив друг друга, вычертить данный профиль другим цветом.
|
|
В заключение требуется сделать вывод - по каким позициям результаты самодиагностики и мнение окружающих совпадают.