Тема 5: «Сущность конфликта и его структура»

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: причины конфликтов, виды конфликтов, конфликтогенны.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

· выявление положительных и отрицательных функций конфликта (функциональные и дисфункциональные конфликты);

· изучение психологических причин возникновения конфликтов;

· методы предотвращения конфликтов;

· диагностика стратегий взаимодействия.

 

Задание 5.1. Укажите положительные и отрицательные функции конфликтов, выделенные различными исследователями.

  Положительные функции конфликтов Отрицательные функции конфликтов  
       
Итак, конфликты в организациях: 1. всегда вредны 2. конфликты иногда полезны 3. вполне естественны и, поэтому их нельзя оценивать по критерию «вредны» или «не вредны»

Укажите правильный ответ

 
         

Задание 5.2. Назовите виды конфликтов по критерию вовлеченности субъектов, а также укажите причины их возникновения с точки зрения различных психологических школ.

Виды конфликтов
       
Причины возникновения, выделенные психологическими направлениями
       

Задание 5.3. Установите правильную последовательность появления элементов конфликта:

1. Причина 2. Инцидент 3. Завершение 4. Ответная реакция 5. Разрешение конфликта 6. Разрешение противоречий 7. Активные действия субъекта

Пронумеруйте последовательность

             

Задание 5.4. Решите ситуационные задачи.

Цель: Развитие навыков идентификации конфликтов.

Ситуация 1. Между сотрудниками возник спор, касающийся способов внедрения новой технологии. Один из них считает, что технологию необходимо внедрять в кратчайшие сроки для повышения производительности, другой считает, что сотрудники должны постепенно осваивать новую технологию. Как вы думаете, является ли данная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации?____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ситуация 2. В момент поступления на работу руководитель пообещал претенденту повысить его в должности спустя четыре месяца. Однако по истечении данного срок руководитель своего обещания не сдержал. Можно ли данную ситуацию описать как конфликтное взаимодействие. Каковы перспективы этой ситуации?

Ситуация 3. Сотрудник, выполняя задание руководителя, совершил серьезную ошибку, которая привела к существенной материальной потере организации, после чего был наказан одноразовым штрафом в размере зарплаты. Является ли данная ситуация конфликтом? Обоснуйте.________________________________________________________

Задание 5.5. Распределите стратегии поведения личности в конфликте в соответствии с моделью Томаса –Килмена.

Уровень направленности на интересы соперника            
         
Высокий              
               
Средний              
               
Низкий              
            Уровень направленности на собственные интересы
    Низкий Средний Высокий  

Выберите верный ответ по основным способам регулированию конфликтов:

1. конкуренция 2. избегание 3. приспособление 4. компромисс 5. все верны

Укажите правильный ответ

 

Задание 5.6. Выполните «Опросник Томаса» на выявление форм поведения, проявляющихся в конфликтной ситуации.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Ответ "А" Ответ "Б"
  Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
  Я стараюсь найти компромиссное решение. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
  Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  Я стараюсь найти компромиссное решение. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Я стараюсь добиться своего.
  Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.
  Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  Я твердо стремлюсь достичь своего. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  Я предлагаю среднюю позицию. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  Я стараюсь не задеть чувств другого. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Я отстаиваю свои желания.
  Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  Я предлагаю среднюю позицию. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  Я предлагаю среднюю позицию. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  Я стараюсь не задеть чувств другого. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту

Стратегии поведения Вопросы
Соперничество 3А, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А
Сотрудничество 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б
Компромисс 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А
Избегание 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б
Приспособление 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: