y Интроверсия - ________________________________________________________________
Задание 3.1. В предложенных примерах определите экстравертов и интровертов.
1. Н. Гоголь «Мертвые души».
Дома он говорил очень мало и большей часть размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собой. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно,» - отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычкой, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «Да, именно недурно», - повторял он.
Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукой затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», - «Ступай», - говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.
Тип: ________________________________
2. Ф. Достоевский «Преступление и наказание».
-Я просто убил: для себя убил, для себя одного: а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех на паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть! … И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю.. Пойми меня: может быть той же дорогой идя, я уже более никогда не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли я нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или права имею….? _________________________________
|
|
2. И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок».
Имейте в виду, - сказал Остап, строго оглядывая своё войско, - мародерства не допущу. Никаких нарушений закона. Командовать парадом буду я. _________________________________
3. И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев».
...Среди кустарей с мотором, которыми изобиловал Старгород, Виктор Михайлович Полесов был самым неповторимым, чаще других попадавшим впросак. Причиной этого служила его чрезвычайно кипучая натура. Это был кипучий лентяй. Он постоянно пенился. В его собственной мастерской застать его было невозможно… Заказчики не находили Виктора Михайловича. Виктор Михайлович уже где-то распоряжался. Ему было не до работы. Он не мог спокойно видеть въезжающего в свой или чужой двор ломовика с кладью. Полесов сейчас же выходил во двор и, сложив руки за спиной, презрительно наблюдал за действиями возчика. Наконец, сердце его не выдерживало.
-Кто же так въезжает? – кричал он, ужасаясь. – Заворачивай!
|
|
Испуганный извозчик заворачивал.
-Куда же ты заворачиваешь, морда? - страдал Виктор Михайлович, налетая на лошадь. Надавал бы тебе пощечин.
Покомандовавши так с полчаса, Полесов собирался было уже в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спокойная жизнь города обычно вновь нарушалась каким-нибудь неразумением. ______________________________________
4. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
________________________
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно»
5. А.С. Пушкин «Евгений Онегин
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива...
Дитя сама, в толпе детей,
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна.
Она любила на балконе,
Предупреждать зари восход...
________________________
Задание 3.2. Подумайте и найдите эффективные способы мотивирования с учетом типов темперамента.
Меланхолик | Флегматик | Сангвиник | Холерик |
В качестве подсказки приведены некоторые мотиваторы. Проранжируйте их относительно типов темперамента.
Возможные мотиваторы: Комфортный психологический климат, близость от дома карьерный рост, возможность рисковать, возможность общаться. направленность на достижение успеха, самореализация, избегание неуспеха, уход от конфликта с окружением, отстаивание собственного мнения и своих социоэкономических интересов
3.2. Мотивация
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: мотивация, направленность, мотивы и цели, потребности, приоритеты для данной личности.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
· интерпретировать потребности людей в различных ситуациях профессиональной деятельности;
· научиться проводить диагностику типа мотивации в соответствии с наблюдаемым поведением и результатами психодиагностических методик.
· овладеть навыками управления людьми в процессе труда с помощью изучения мотивации;
y Мотивация это (выберите правильный ответ):
А) достижение желаемого результата;
Б) процесс побуждения человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации;
В) достижение личных целей через достижение общих целей.
Задание 3.3. Проанализируйте предложенные примеры и укажите основной тип мотивации (например, направленность на себя или на других, направленность на задачу или на процесс, на достижение успеха или на избегание неудач).
История 1. Когда Чичваркин и Артемьев создавали собственное дело, они не только не боялись нанимать лучших специалистов в области связи, но и так же брались за, фактически, новое для тогдашнего времени дело как салон связи. Идея создания салона связи принадлежала Артемьеву, а вот Чечваркину было всё равно, что делать, главное процесс создания чего-то нового.
История 2. Сталин старался создать экономически закрытую страну, так как избегал гонки с другими странами. если кто-то осмеливался спорить с ним - был расстрелен.
История 3. Компания «Сименс», чьи цены на акции упали с 102$ до 99$, решила сократить персонал, чтобы достичь большей прибыли, избегая расходов на заработную плату работников.
История 4. Компания «WWF», благотворительная деятельность которой направлена на сохранение окружающего мира и животных.
Задание 3.4. Уровень мотивации диагностируется путем наблюдения за персоналом на рабочем месте. Мотивация бывает внутренней и внешней.
Внутренняя мотивация – это стремление совершать деятельность ради деятельности. С внутренней мотивацией связаны потребности в самореализации и творческом самовыражении.
Внешняя мотивация это стремление совершать деятельность ради внешнего поощрения: деньги, власть, престиж… Внешняя мотивация скорее контролирует, чем мотивирует.
|
|
Проанализируйте предложенные примеры, укажите тип мотивации, а также попробуйте выделить отрицательные моменты в данных типов мотивации.
Ситуация | Поведение | Анализ мотивации |
Некоторое время назад появилось новое движение в стиле уличного танца, так называемый Тектоник. | Многие молодые люди пошли записываться на уроки танцев этого направления. | |
Подготовка к предстоящей конференции. | Девушка, узнав о предстоящей конференции, прочитала много научно-популярной литературы по данной теме. Этот вопрос ее заинтересовал и она твердо решила выступить на конференции со своим докладом. | |
Вы проводите собеседование с кандидатом при приеме на работу | Кандидат говорит, что ушел с предыдущего места работы из-за недостаточных возможностей самореализации. | |
Вы проводите собеседование с кандидатом при приеме на работу | Кандидат говорит, что ушел с предыдущего места работы из-за низкой зарплаты, высоких требований или слишком трудной работы. | |
Конец рабочего дня. | Сотрудник находится на работе столько, сколько положено и время его уходя соответствует установленным нормам. | |
Конец рабочего дня. | Сотрудник задерживается на работе из-за увлеченности и желания завершить проект. | |
Начало рабочей недели. | Сотрудник сам приходит к вам с предложениями и проектами, проявляя инициативу в новых делах. | |
Начало рабочей недели. | Сотрудник сидит на своем рабочем месте и ждет ваших указаний вне зависимости от того, занят ли он в рабочее время. | |
Сотрудник выполняет задание. | Сотрудника приходиться постоянно контролировать самому, каждый раз добавляя новые инструкции, так как он не справляется с изменяющейся ситуацией. | |
Сотрудник выполняет задание. | Сотрудник сам приходит к вам и отчитывается о результатах, вносит собственные предложения. | |
В компании появляется новая программа, которая повышает профессионализм сотрудников. | Сотрудник интересуется новой программой и просит дать ее ему для проработки и усвоения. | |
В компании появляется новая программа, которая повышает профессионализм сотрудников. | Сотрудник не проявляет никакого интереса к программе. | |
Топ-менеджер среднего промышленного предприятия почувствовал, что ему узки рамки его должности, и решил сменить работу. При поиске работы его в первую очередь волновали полномочия, которые он будет иметь. | На собеседованиях с будущими руководителями он придирчиво отслеживал их стиль управления, легко отказывался, если чувствовал, что руководитель склонен к авторитаризму. Однако получив эти полномочия, он даже не всегда их использовал в полном объеме и уж вовсе не добивался еще больших полномочий. | |
Введение в систему мотивации продавцов процента с продаж считается одним из наиболее оптимальных способов влияния на увеличение объемов продаж. | Процент с продаж ввели, но продавцы не стали продавать больше. | |
Введение в систему мотивации продавцов процента с продаж считается одним из наиболее оптимальных способов влияния на увеличение объемов продаж. | Продажи увеличиваются, но до определенного объема. |
Задание 3.5. Оценка мотивационных особенностей: методика "Цель-Средство-Результат".
|
|
Инструкция: В опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего характера и поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, «верно» оно или «нет».
1. Я активный человек
2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение
3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен
4. Я всегда ем то, что мне подают
5. Чтобы добиться чего-то в жизни - надо уметь ставить перед собой цели
6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом
7. Я всегда делаю так, как мне говорят
8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни
9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
10. Я могу объяснить поступки каждого человека
11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат
12. Часто со мной случаются странные вещи
13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет
14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые
15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить
16. Когда остаюсь один, я много размышляю
17. Я скучаю редко
18. Мне можно доверить любую тайну
19. В любой ситуации можно найти выход
20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею
23. Хорошая музыка меня воодушевляет
24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам
25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб
26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня
27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
29. Принимая решение, я взвешиваю все "за" и "против"
30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо
31. У меня характер скорее "нападающего", чем "защитника"
32. Стабильность лучше непредсказуемости
Бланк ответов
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. | 24. |
25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | 31. | 32. |
Обработка результатов:
Ключ для обработки результатов
1. С+ | 2. С+ | 3. Л- | 4. Л+ | 5. Ц+ | 6. Ц+ | 7. Л+ | 8. Ц- |
9. С+ | 10. Р+ | 11. Р+ | 12. Р- | 13. Р- | 14. Ц+ | 15. Р- | 16. Ц- |
17. Ц+ | 18. Л+ | 19. С+ | 20. Р- | 21. С- | 22. С- | 23. Р- | 24. Ц+ |
25. С+ | 26. Ц- | 27. С- | 28. Р- | 29. Ц+ | 30. Л- | 31. С+ | 32. Р+ |
Сложите балльные оценки, полученные вами в шкалах.
Количество набранных баллов по шкале Л: ______________
Количество набранных баллов по шкале Ц: ______________
Количество набранных баллов по шкале С: ______________
Количество набранных баллов по шкале Р: ______________
Дайте интерпретацию по полученным результатам _________________________________