Тема 4. Виды власти

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: власть, психологическое влияние, манипулирование

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

· выявить механизмы и причины подчинения власти;

· определить методы власти и влияния, их оптимальность использования;

· выявление механизмов скрытых манипуляций.

y Психологическое влияние - _________________________________________________

Задание 4.1. Выберите правильный ответ.


1. Способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели это:

А) конфликтность;

Б) лидерство;

В) полномочия.

2. Власть может иметь разнообразные формы:

А) власть основанная на принуждении;

Б) законная власть;

В) коммерческая власть.


Задание 4.2. Проанализируйте предложенные примеры и определите какой из видов психологического воздействия был использован.

Пример описания
1. Ж. Верн «Из пушки на Луну». Ардан пытается убедить публику, что возможно долететь до Луны в снаряде. «-Давайте разберемся в этом вопросе. Знаете ли вы, в какой срок добрался бы курьерский поезд до Луны? Всего в триста суток!... 86410 лье – что это за расстояние?! Разве нет моряков или путешественников, которые на своем веку проехали гораздо больше? Не забудьте, что я буду в дороге всего девяносто семь часов!» «Его непринужденная манера рассуждать, видимо, нравилась собранию... Аудитория жадно ловила каждое его слово»... «-Приведу вам кое-какие данные о скорости движения планет... Разве не очевидно, что не сегодня завтра при помощи электричества люди осуществят скорость более значительную?»... «- Правильно! – воскликнул математик Мастон». Методы воздействия ___________________________________________
2. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Заключенные стоят в колонне. «Вышли начкар с контролёром из вахты, по обои стороны ворот стали, и ворота развели. – Р-раз-берись по пятёркам! Пер-вая! Вто-ра-я! Зашагали арестанты как на парад, шагом чуть не строевым»... Методы воздействия ____________________________________________
3. Л.Толстой «Война и мир». Пьер выехал из Москвы и на станции в Торжке встретился с масоном. Пьер сознается, что не верит в Бога. “Вы не знаете его, оттого вы и несчастны» — отвечает старик. Масон внушает ему, что высшая мудрость имеет одну науку — науку всего, науку, объясняющую все мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того, чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому, прежде чем знать, надо верить и совершенствоваться. «Пьер с замиранием сердца слушал этого чужого человека, не перебивал, не спрашивал, а всей душой верил тому, о чем он говорил ему. Верил, как верят дети, интонациям, убежденности... которые были в речи масона, дрожанию голоса, блестящим старческим глазам»... Методы воздействия ____________________________________________
4. Л.Толстой «Война и мир». Битва под Аустерлицем. «... князь Андрей уже соскакивал с лошади и бежал к знамени. - Ребята, вперед! – крикнул он по детски-пронзительно. - Ура! Закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «Ура!» побежал вперед и обогнал его». Методы воздействия ____________________________________________
5. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания». Дети играют. «Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в кладовку, – пальмы, корабли, дворцы, горы»… Они придумали жителя этой страны, моряка Джека. «Джек стал настоящим полиглотом. Он разговаривал по-немецки, по‑английски, по‑французски и по‑итальянски. Я, изображая Джека, просто читал подряд словарь разговорных фраз. Получалось очень здорово. – Гром, молния, смерч, тифон, – говорил Джек, Спутник Моряков. – Доннер, блитц, вассерхозе!.. Я прибыл на пароходе, на корабле, пешком, на лошадях; пар мер, а пье, а шваль… Ун уомо ин маре. Вифиль ист дер бергелон? Наш покровский день мы открываем подходным гудком еще в постелях. Это мы возвращаемся из ночной Швамбрании. – Тихай! – командует Оська отгудев. – Бросай чалку! Мы сбрасываем одеяла. – Стой! Спускай трап! - Мы спускаем ноги». Методы воздействия ____________________________________________
6. В.П. Авенариус «О Пушкине» (биографическая дилогия). Экзамен для приема в Лицей. В кабинете министра народного просвещение графа Разумовского собрались записавшиеся к экзамену мальчики. Дядя Пушкина знакомит племянника Александра с внуками адмирала Пущина, Иваном и Петром. «Сидевший поблизости шустрый, востроглазый мальчуган с большим вниманием следил за завязывающимся между тремя сверстниками его знакомством; шепнув сидевшей рядом с ним даме: «Я, мама, тоже отрекомендуюсь», - он развязно подошел к ним и шаркнул ножкой. - Позвольте и мне отрекомендоваться: Константин Гурьев». Методы воздействия ____________________________________________
7. В.П. Авенариус «О Пушкине». Профессор Куницын услышал, как ребята дразнят Пушкина прозвищем Француз, и сказал им: - Вы, господа, кажется, и не подозреваете, что делаете ему честь, называя его Французом. Вы этим признаете только его превосходство над вами во французском языке. Или в вас говорит зависть? Не хотелось бы думать. «Замечание было сделано с такою добродушною, благородною строгостью, что лицеисты не могли обидеться, а только смутились. Гурьев же, благоговейно сложив пальцы, проговорил как бы про себя, но настолько явственно, что нельзя было не расслышать: - Как это верно, как хорошо сказано! Он рассчитывал заслужить этим благосклонность профессора»... Методы воздействия ____________________________________________
8. Л.Толстой «Война и мир». «У Анатоля Курагина должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка»... Князь Андрей знал об этих беспутных увеселениях, в которых участвовал и Пьер. Болконский говорит ему: -... но одно прошу: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет к тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все... Методы воздействия ____________________________________________
9.В июле 2008 г. премьер-министр В.В.Путин подверг резкой критике руководство компании «Мечел» (одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической областях), обвинив компанию в продаже сырья за рубеж по ценам в два раза ниже внутренних – свидетельство ухода от налогообложения. Методы воздействия ____________________________________________
10. М. Твен. «Том Сойер». Главный герой Том Сойер наказан. В качестве наказания обязанность побелить забор. Соседские дети пришли посмеяться. Том делает вид, что красить забор его любимое занятие. Он никому не может это право уступить. Ну, разве что близким друзьям и за небольшую плату. В результате право красить забор покупается в условиях жесткой конкуренции. Соседские дети не смеются над Томом, а платят ему за право поработать кистью. С одной стороны, обеспечил себе удобную позицию, защищающую его от насмешек приятелей. А с другой стороны, возбудил зависть и интерес к работе у друзей, чем добился основной манипулятивной цели— приятелям захотелось делать то, что Тома тяготило. Методы воздействия ____________________________________________

y В модели А.В. Петровского осознанное внешнее согласие индивида с требованиями группы при сохранении внутреннего расхождения с ними называется:

а) внутригрупповая внушаемость;

б) конформность;

в) коллективистическое самоопределение;

г) внутренний конформизм;

д) внешний конформизм;

е) ложный негативизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: