Развитие личности как социокультурный процесс

Цель практического занятия: углубить и расширить представления студентов об источниках и факторах развития и формирования личности, раскрыть сущность понятия «экология детства».

Основные понятия:

· развитие личности,

· наследственность,

· среда,

· воспитание,

· деятельность,

· общение,

· экология детства

Вопросы для обсуждения

1. Процесс развития личности. Движущие силы развития личности.

2. Факторы развития личности, их характеристика.

a) наследственность и развитие;

б) влияние среды на развитие личности;

в) развитие и воспитание;

3. Деятельность и общение как источники развития.

4. Сущность понятия «экология детства». Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Диагностика развития личности.

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.:Юрайт, 2003. – С. 68-81.

2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2003. – С. 127-153.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

4. Декларация ООН о правах ребенка // Советская педагогика. – 1991. – № 10.

5. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. – К., 1989.

6. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. – М., 1991.

7. Деркач А.А., Аазаренко B.C. Психология развития личности: Развитие познавательных способностей. – Луганск, 1998.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий: «развитие», «личность», «формирование», «наследственность», «социальная среда», «деятельность», «общение».

2. Что является движущей силой развития? Приведите примеры.

3. Какими факторами обусловлено развитие личности?

4. Какие признаки передаются от родителей детям?

5. Что такое задатки? Наследуются ли они?

6. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

7. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

8. Как влияет на развитие личности воспитание?

9. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

10. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

11. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности учащихся Вы знаете?

12. Какое значение имеет общение в развитии личности?

13. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

Темы рефератов

1. Влияние общения на развитие ребенка.

2. Педагогические условия формирования у детей потребности в творчестве.

3. «Зона ближайшего развития» и ее роль в развитии личности.

4. Игра как способ развития личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: