| Личность | социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания |
| Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ |

| Человек | Личность | Индивидуальность | ||
| биологическая сущность | социальная сущность | неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности |

| Развитие личности | это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений |

| Движущие силы развития | Факторы развития |
| 1. Внутренние противоречия (между возможностями личности и ее потребностями) 2. Внешние противоречия (между возможностями личности и требованиями общества) | 1. Внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства) 2. Внешние (воспитание, среда) |
| Основные концепции соотношения биологического и социального в развитии |

| Биологическая | Биосоциальная | Социологическая |
| Духовные свойства личности развиваются на естественной основе; воспитание не может качественно изменить этот процесс | Психические процессы личности имеют естественную основу, а направленность личности формируется под воздействием социальной среды | Определяющее влияние на развитие личности имеет социальная среда |






