Междисциплинарные связи дисциплины

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ дисциплин модуля, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
         
1. Введение в педагогическую деятельность   х х х х  
2. Теоретическая педагогика       х х х  
3. Практическая педагогика       х х  
4. Практикум по решению профессио- нальных задач         х  
5. История образования и и педагогической мысли            

7. Методические рекомендации по изучению модуля

Модуль «Педагогика» включает следующие дисциплины: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «История образования и педагогической мысли»,

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» создает ориентирующую основу для изучения последующих педагогических дисциплин; формирует у студентов первоначальные представления о сущности и особенностях педагогической деятельности, о роли различных факторов в профессионально-личностном становлении и развитии педагога, его общей и профессиональной культуры. Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для последующего усвоения теоретической педагогики, практической педагогики, практикума по решению профессиональных задач, истории образования и педагогической мысли.

Содержание курса построено на основе системно-структурного и системно-интегративного подходов к рассмотрению педагогической деятельности, педагогических явлений, педагогической культуры.

Углубление ориентации студентов на педагогическую профессию осуществляется с опорой на требования ФГОС ВПО (2009г.) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация бакалавр) при использовании на занятиях иллюстративного и профессионально значимого материала, анализе педагогических ситуаций, показе применения получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности, использовании комплексных интегрированных и проектных заданий и др.

При обучении студентов педагогическим дисциплинам целесообразно использовать методы, формы и средства обучения, элементы педагогических технологий, позволяющие моделировать будущую профессиональную деятельность, учесть специфику приобретаемой ими квалификации, что будет способствовать более осознанному усвоению учебного материала, углублению мотивов выбора профессии и повышению качества их подготовки. К таковым относятся проблемная лекция, проблемный семинар, практико-ориентированный семинар, дискуссия, тренинг, метод проектов, видеометоды и др.

При реализации содержания программы по дисциплине «Теоретическая педагогика» предусматривается использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики.

На лекционных занятиях раскрываются узловые теоретические вопросы педагогики, с демонстрацией разнообразных методологических, теоретических и технологических подходов к рассматриваемым педагогическим проблемам и основные пути их решения. Они призваны пробудить интерес студентов к научной и профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.

Семинарские занятия направлены преимущественно на формирование педагогических знаний, на отработку общепедагогических умений, овладение элементами анализа педагогических явлений и процессов. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью разработку собственного педагогического видения, подхода к решению профессионально-педагогических проблем воспитания и обучения.

Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений организации и осуществления педагогического взаимодействия и решение задач самообразования.

Кроме того, самостоятельная работа студентов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с актуальными педагогическими проблемами.

Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для последующего усвоения практической педагогики.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, рефлексивные технологии). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования. В рамках курса могут быть предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов и специалистов.

При изучении дисциплины «Практическая педагогика» необходимо обратить внимание на практикоориентированный характер проведения занятий. Необходимо использовать для этого методы творческой деятельности на семинарских занятиях и на лабораторных занятиях. Определённую пользу могут принести студентам разработанный глоссарий основных понятий дисциплины.

Дисциплина «Практикум по решению профессиональных задач» изучается в единой логике с другими дисциплинами: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика». Практикум обеспечивает теоретико-практическую подготовку студентов и предваряет педагогическую практику. Он осуществляется в форме практических занятий. Содержательным ядром освоения разделов дисциплины выступает профессионально-педагогическая задача.

Данная дисциплина, обеспечивая формирование у будущих учителей практических умений решения педагогических задач, моделирования и проектирования педагогических ситуаций в образовательном процессе, способствует становлению педагога-практика в период обучения.

В соответствии с целями и задачами учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» делится на несколько разделов. При проведении семинарских занятий рекомендуется использовать проблемный подход, т.к. «результаты такого исследования имеют несравнимо более высокую научную значимость» и перспективу. Кроме основных вопросов все семинарские занятия также имеют дополнительные проблемные вопросы и задания, с помощью которых акцентируется внимание студентов, углубляется понимание изучаемых проблем. Каждое занятие строится в форме дискуссии, студенту надо быть готовым к подобной работе, т.е. уметь свободно, логично, аргументировано и без опоры на конспекты, выражать собственные идеи. На занятиях необходимо проверять конспекты студентов, используя прием проверки одной микрогруппы у другой. В конце занятия рекомендуется подводить итоги и называть рейтинг каждого студента.

Неизбежная неполнота охвата и осмысления всего мирового историко-педагогического опыта рамками аудиторных занятий в значительной степени предполагает самостоятельную работу студентов, при этом упор должен быть сделан на изучение первоисточников. Самостоятельный критический анализ первоисточников стимулирует развитие у студентов педагогического мышления и творческого подхода к решению практических задач воспитания и обучения.

В процессе изучения модуля «Педагогика» следует применять образовательные технологии, позволяющие моделировать условия реальной педагогической деятельности и вырабатывать субъектную позицию и индивидуальный стиль в овладении профессионально-педагогическими знаниями и умениями, а также создавать условия для развития и саморазвития личности будущего учителя.

Формой итоговой аттестации по модулю «Педагогика» является экзамен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: