«центрированной на мире детства» парадигмы обучения
(Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. - с. 102-103, 107)
Традиционная парадигма обучения | Гуманистическая парадигма обучения | |
Принцип субординации– мир детства – это часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток, часть, не равноценная целому и подчиненная ему. | Принцип равенства– мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга. | |
Принцип монологизма– мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям. | Принцип диалогизма– мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно- воспитательный процесс»... | |
Принцип произвола– мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него. | Принцип сосуществования– мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались. | |
Принцип контроля– контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых. | Принцип Свободы– мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь. | |
Принцип взросления– развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса – аномалия. | Принцип соразвития– развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека –гармонизация внешнего и внутреннего «я» – цель развития. | |
Принцип инициации– существование границ между миром взрослых и детства и перевод человека из одного в другой мир. | Принцип единства– мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, они составляют единый мир людей. | |
Принцип деформации– мир детства всегда деформирован вторжением взрослых. | Принцип принятия– человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости. | |
Необходимо отметить, что перечисленные принципы гуманистической, «центрированной на мире детства» образовательной парадигмы представляют собой некую идеализированную Модель образования (особенно это касается принципа «свободы», ибо «жить в обществе и быть свободным от него невозможно»). Полная педагогическая и родительская ориентация на такую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность «адаптации и последующей интеграции», по А.В. Петровскому, в референтную для нее группу). Поэтому, реализация всех этих принципов должна осуществляться с учетом принципа реалистичности.
|
|
|
|
Таким образом, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.