Принципы традиционной и гуманистической

«центрированной на мире детства» парадигмы обучения

(Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. - с. 102-103, 107)

Традиционная парадигма обучения Гуманистическая парадигма обучения
Принцип субординации– мир детства – это часть мира взрос­лых, его несамостоятельный прида­ток, часть, не равноценная целому и подчиненная ему. Принцип равенства– мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира челове­ка, их «достоинства» и «недостат­ки» гармонично дополняют друг друга.
Принцип монологизма– мир дет­ства – это мир учеников и воспи­танников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Содер­жание взаимодействия транслиру­ется только в одном направле­нии – от взрослых к детям. Принцип диалогизма– мир дет­ства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содер­жанием, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно- воспитательный процесс»...
Принцип произвола– мир взрос­лых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к ми­ру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него. Принцип сосуществования– мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверени­тет: дети не должны страдать от дей­ствий взрослых, какими бы по­буждениями эти действия ни моти­вировались.
Принцип контроля– контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал прину­дительную ассимиляцию мира дет­ства миром взрослых. Принцип Свободы– мир взросло­сти должен исключить все виды контроля над миром детства (кро­ме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь.
Принцип взросления– развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение де­тей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса – аномалия. Принцип соразвития– развитие мира детства – это процесс, па­раллельный развитию мира взрос­лости, цель развития человека –гар­монизация внешнего и внутренне­го «я» – цель развития.
Принцип инициации– существо­вание границ между миром взрос­лых и детства и перевод человека из одного в другой мир. Принцип единства– мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих грани­цы перехода) миров, они состав­ляют единый мир людей.
Принцип деформации– мир дет­ства всегда деформирован вторже­нием взрослых. Принцип принятия– человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, без­относительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.
     

Необходимо отметить, что перечисленные принципы гуманистической, «центрирован­ной на мире детства» образовательной парадигмы представляют собой некую идеализированную Модель образования (особенно это касается принципа «свобо­ды», ибо «жить в обществе и быть свободным от него невозможно»). Полная педагогическая и родительская ориентация на та­кую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность «адаптации и последующей интегра­ции», по А.В. Петровскому, в референтную для нее группу). Поэтому, реализация всех этих принципов должна осуществлять­ся с учетом принципа реалистичности.

Таким образом, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построени­ем образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образова­тельная система; как образовательный процесс; как индивиду­альный или коллективный (совокупный) результат этого процес­са, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: