Один из ведущих исследователей проблем образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании:
1. Осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования, - что предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного (по А.А. Вербицкому).
2. Индустриализация обучения - т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
3. Переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения - с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
|
|
4. Поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым.Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
5. Организация взаимодействия обучающегося и преподавателя, организация обучения коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:
· интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство образовательных учреждений и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;
· гуманизация, как усиление внимания к личности каждого обучаемого как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
· дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;
· демократизация образовательной сферы, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие педагогов и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.
|
|
Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной системы образования. Согласно этому проекту, в основе реформирования образования лежат следующие базовые принципы: демократизация образования, его многоукладность и вариативность, регионализация, национальное самоопределение образовательного учреждения, открытость образования, гуманизация, гуманитаризация образования, его дифференциация и мобильность, развивающий, деятельностный характер, непрерывность образования.
На основании рассмотренных принципов и направлений современного образования все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции следующих положений:
1) По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого выделяют формы контактного и дистанционного обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй - обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств.
2) По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с интуитивным освоением опыта (сюда относится возникшее в середине 1960-х гг. суггестопедическое направление Г.К. Лозанова) и сознательным.
При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, значимым считается ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающего, догматического», (по Н.Ф. Талызиной), обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).
3) По основанию наличия управления образовательным процессом обучение разделяется на не основывающееся на нем (например, традиционное обучение) и рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение).
4) По основанию взаимосвязи образования и культуры разграничивают обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).
5) По основанию связи обучения с будущей деятельностью может выделяют «знаково-контекстное», или контекстное, обучение (А.А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа.
6) По способу организации обучения выделяются активные формы и методы обучения и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.
В соответствии с названными выше основаниями традиционное обучение может быть определено как: контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения - знания), целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в учебном процессе). Определение Н.Ф. Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного - отражает все названные характеристики. При этом необходимо подчеркнуть, что это констатирующее, а не оценочное определение по типу «хорошо – плохо», так как традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знаний, эффективная реализация которых обусловлена множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Как показано в исследованиях М.К. Кабардова, люди, характеризующиеся аналитическим типом интеллектуальной деятельности (так называемые «мыслители»), способнее, например, в традиционных формах обучения освоению иностранного языка, чем в активных, игровых.
|
|
Наряду с традиционным обучением в современном образовании сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л.Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А.А. Вербицкий), проектное обучение. В настоящее время, как подчеркивает В. Оконь, обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям как обучающихся, так и самого педагога, преимущества того или иного направления обучения.
Контрольные вопросы
1. Сущность воспитания как педагогической категории.
2. Образование и развитие личности.
3. Объект, предмет и функции педагогики.
4. Сущность педагогического процесса, педагогической системы, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности, педагогической технологии и педагогической задачи как основных категорий педагогики.
5. Система педагогических наук.
|
|
6. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
7. Принципы природособразности и культуросо-образности в образовании.
8. Сравнительный анализ принципов традиционной и гуманистической парадигм обучения.
9. Образование как система, процесс и результат педагогической деятельности.
10. Основные тенденции и принципы развития современного образования.